16 ноября Верховная Рада приняла законопроект №7275 о внесении изменений в некоторые законодательные акты по обеспечению соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования, который еще называют законопроектом "маски-шоу стоп".
Об этом сообщает ГолосUA.
За данное решение проголосовали 312 нардепов.
В пояснении к документу говорится, что проект закона направлен на решение определенных пунктом 3 Протокола проблемных вопросов и повышение уровня защиты субъектов хозяйствования во время досудебного расследования уголовного производства.
В частности, проектом закона предлагается внести изменения в статьи 60, 214 УПК и предоставить право заявителю получать выписку из ЕРДР по его заявлению или сообщению об уголовном правонарушении, а также установить обязанность следователя, прокурора предоставить данныечерез 24 часов с момента внесения сведений о уголовное преступление.
Предложенные изменения дадут возможность заявителям оперативно получать подтверждения факта начала досудебного расследования по их заявлениям или сообщениям об уголовных правонарушениях, или же обжаловать бездействие следователя, прокурора, которая заключается в невнесении сведений об уголовном правонарушении в Едрей установленном законом порядке.
Вместе с тем проектом закона предлагается внести изменения в статьи 3, 28, 303 и 308 УПК, согласно которым лицо, в отношении которого (в том числе его имущества) осуществляются процессуальные действия, и которое не является стороной уголовного производства, имеет право заявлять ходатайство о осуществления уголовного производства в разумные сроки и обжаловать, в частности, нарушение таких сроков.
Введение указанных изменений позволит лицам, которым длительное время не вручено уведомление о подозрении, однако в отношении которых фактически осуществляются процессуальные действия, защищать свои права и законные интересы.
Также проектом закона с целью обеспечения дополнительных гарантий законности при проведении обыска предлагается внести изменения в статьи 27, 107, 222 и 236 УПК. В частности, предусмотрено обязательное видеофиксацию проведения такого следственного действия как обыск, а также при рассмотрении ходатайств следственным судьей, за исключением решения вопроса о проведении негласных следственных (розыскных) действий. При этом видеозапись, обеспечен следователем, прокурором является неотъемлемым приложением к протоколу обыска.
Вместе с тем, предусмотрено право стороны защиты самостоятельно осуществлять видеофиксацию проведения обыска. В то же время такие лица предупреждаются об их обязанности не разглашать сведения досудебного расследования без письменного разрешения следователя, прокурора, а также об ответственности за разглашение таких сведений. При этом проектом закона предлагаются соответствующие изменения в статью 387 Уголовного кодекса Украины, предусматривающей уголовную ответственность за разглашение данных оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования.
Кроме того предложенные изменения в статью 236 УПК предусматривают право лица, в жилище или ином владении которого производится обыск, пользоваться правовой помощью адвоката на любой стадии его проведения.
Для защиты участников уголовного судопроизводства от необоснованного изъятия документов и компьютерной техники предлагается в статьях 160, 164, 165 УПК предусмотреть обязанность стороны обвинения обосновывать необходимость изъятия оригиналов документов или их копий, а в статье 168 УПК предусмотреть запрет изъятия электронных информационных систем и обязанность стороны обвинения делать копии необходимой информации без изъятия техники, на которой она хранится, с привлечением специалиста.
Изготовленные должным образом копии такой информации приравниваются к оригиналу с целью обеспечения их доказательной силы, что также позволит в значительной степени защитить интересы субъектов хозяйствования, которые страдают от фактического блокирования своей деятельности вследствие необоснованного изъятия компьютерной техники и серверного оборудования в рамках уголовного производства .
Проектом закона также предусмотрено внесение изменений в статью 284 УПК, согласно которым дополнен перечень оснований для закрытия уголовного производства. В частности, уголовное производство закрывается в случае наличия неотмененного постановления следователя, прокурора о прекращении уголовного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 9 части первой статьи 284 УПК, в уголовном производстве в отношении того же деяния, расследовалось с соблюдением требований по подследственности.
Кроме того, проектом закона предусмотрено внесение изменений в статью 315 УПК с целью установления дополнительных гарантий защиты лица, в жилище или ином владении которой проведен обыск с применением видеофиксации, от разглашения сведений о личной и семейной жизни или обстоятельств, которые унижают достоинство человека. Предлагается установить, что с целью подготовки к судебному разбирательству суд рассматривает ходатайства участников судебного производства о проведении судебного разбирательства в закрытом судебном заседании, и решает этот вопрос в соответствии с требованиями статьи 27 УПК.
С целью защиты прав субъектов хозяйствования при осуществлении досудебного расследования проектом закона также предлагаются изменения в закон Украины «О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства», согласно которым расширены полномочия Кабинета министров Украины в сфере осуществления контроля с целью обобщения сведений о нарушении прав или законных интересов лиц правоохранительными органами и подготовки руководителям этих органов обязательных к рассмотрению рекомендаций.
Напомним, в сентябре текущего года в Киеве прошло большое совещание при участии Президента Украины, премьер-министра, народных депутатов и руководства Генеральной прокуратуры. Одной из инициатив, провозглашенных во время встречи, стала инициатива "Маски-шоу стоп", призванная положить конец любым проявлениям давления силовых органов на предпринимателей.