21 февраля украинский парламент отклонил законопроект 2028а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования отдельных вопросов правового статуса земель фермерского хозяйства».
Об этом сообщает ГолосUA.
Спискер Рады Андрей Парубий предлагал отправить законопроект на повторное второе чтение,однако не хватило голосов.
В пояснительной записке к документу говорится, что земельным кодексом и законом Украины «О фермерском хозяйстве предусмотрена крайне несовершенна процедура передачи земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности. В частности, необходимым условием для получения такого земельного участка определено наличие у учредителя фермерского хозяйства опыта работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении. При этом, во-первых, законом игнорируется тот факт, что наличие указанной образования и опыта не является бесспорным условием для ведения эффективного сельскохозяйственного производства. Во-вторых, эта норма создает неоправданный барьер для привлечения к сельскому производству населения городских населенных пунктов, в настоящее время целесообразно с учетом избыточного урбанизации и массового оттока сельского населения в города.
Учитывая приведенное, правом на образование фермерского хозяйства должны быть наделены все граждане Украины, независимо от их образования и опыта работы.
Несовершенными являются и нормы, регулирующие вопросы статуса земель, которые используются для ведения фермерского хозяйства. В частности, должным образом не определен вид использования (целевого назначения) таких земельных участков. Так, статьей 1 закона Украины «О фермерском хозяйстве», фермерское хозяйство определено как форма предпринимательской деятельности граждан, изъявивших желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли. В то же время в Земельном кодексе Украины понятия земель для товарного сельскохозяйственного производства и земель для ведения фермерского хозяйства используются как отдельные понятия.
Прослеживается эта путаница также и на подзаконном уровне. Так, Классификации видов целевого назначения земель, утвержденной приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23.07.2010 № 548, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 1 ноября 2010 по № 1011/18306, земли для ведения товарного сельскохозяйственного производства и для ведения фермерского хозяйства является отдельным видам целевого назначения земли. В результате на практике земельные участки передаются в собственность и пользование как с одним, так и с другим целевым назначением.
Данная ситуация используется также на теневом рынке для вывода земельных участков из-под действия моратория на отчуждение и изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель, установленного пунктом 15 Переходных положений Земельного кодекса Украины (ведь формально земельные участки для ведения фермерского хозяйства под действие указанного запрета не подпадают). Учитывая изложенное, существует потребность в законодательном закреплении земельных участков фермерских хозяйств как земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Кроме того, существуют проблемы и в определенном законом механизме оформления прав пользования землями фермерского хозяйства. Так, нормами Земельного кодекса Украины и Закона Украины «О фермерском хозяйстве» предусмотрена возможность аренды гражданами земельных участков для ведения фермерского хозяйства. Однако законом не определен порядок использования указанных земельных участков фермерскими хозяйствами как субъектами хозяйствования. Несмотря на то, что фактически земельным участком пользуется фермерское хозяйство, право аренды в данном случае продолжает быть зарегистрированным по физическим лицом. В результате, фермерское хозяйство лишено юридической возможности платить арендную плату, а также нести другие обязанности и пользоваться правами арендатора. Решить данную правовую коллизию довольно просто — достаточно четко определить фермерское хозяйство как пользователя земли, передается лицу, являющемуся учредителем такого хозяйства.
Еще одной проблемой в сфере правового регулирования вопросов функционирования фермерских хозяйств, является предусмотренная частью второй статьи 134 Земельного кодекса Украины возможность приобретения прав на землю для указанных нужд без проведения земельных аукционов. Норма, которая была введена для содействия развитию фермерства, как формы малого предпринимательства на селе, на практике стала широко использоваться для пополнения земельных банков крупных аграрных предприятий в обход земельных торгов, с использованием хозяйств, является аффилированными с этими предприятиями. Другие же фермерские хозяйства, в результате, ограничиваются в возможности получения земель государственной и коммунальной собственности. Кроме того, указанная проблема питает коррупцию, ведь наличие в руках чиновника права по своему усмотрению определять, кому должна принадлежать земля, непременно приводит к желанию получить с этого неправомерные выгоды. В свою очередь, передача земель фермерским хозяйствам на открытых аукционах позволила бы снизить уровень коррупции, увеличить поступления в местные бюджете.