12:44 17/11/2016

Рада приняла два закона для создания Государственного дорожного фонда

17 ноября Верховная Рада Украины приняла законы, предусматривающие создание Государственного дорожного фонда.

Об этом сообщает ГолосUA.

Так, нардепы 248 голосами «за» поддержали в целом законопроект №4014а «О внесении изменений в закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли».

Также парламент принял в целом проект закона №4015а «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно усовершенствования механизма финансового обеспечения дорожной отрасли». «За» отдали голоса 235 нардепов.

В пояснительной записке к законопроекту 4015а говорится: изменениями в Бюджетный кодекс, внесенными законом Украины №79 от 28.12.14г., отменено целевое направление в специальный фонд Госбюджета поступленний акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств;

акцизного налога с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств;

ввозной пошлины на нефтепродукты и транспортные средства и шины к ним;

платы за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.

поступлений от которых источником финансирования всех расходов на нужды дорожного хозяйства.

Кроме того, соответственно, было отменено финансирование из специального фонда развития сети и содержание автомобильных дорог общего пользования, а также выполнения долговых обязательств по заимствованиям, привлеченным государством или под государственные гарантии для развития дорожной сети.

Учитывая эти изменения, в государственном бюджете Украины на 2015 и 2016 годы финансирование по этим направлениям предусмотрено из общего фонда (не определено их целевое использование на нужды дорожного хозяйства), а не из специального фонда (который используется только на нужды дорожного хозяйства), что приводит к ряду негативных последствий, в том числе осуществление финансирования по остаточному принципу.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения целевого использования средств госбюджета на финансирование дорожного хозяйства предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Украины о создании специального фонда в составе Государственного бюджета Украины для финансирования дорожного хозяйства за счет таких поступлений как:

1) акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств (кроме акцизного налога, определенного пунктом 6 части первой статьи 66 настоящего Кодекса);

2) акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств;

3) ввозная пошлина на нефтепродукты и транспортные средства и шины к ним;

4) плата за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные и другие.

Выделение источников финансирования дорожного хозяйства в отдельный фонд поможет обеспечить стабильное финансирование дорожного хозяйства и позволит предотвратить направлению источников финансирования дорожного хозяйства на другие цели.

Уровень финансирования дорожных работ за последние 10 лет составил 14-34% от научно обоснованной минимально необходимой потребности.

По прочности и равенством существующие автомобильные дороги не соответствуют современным техническим требованиям на 40-50% общей протяженности сети.

Вместе с тем, финансирование, выделяемое для дорожной отрасли в Украине и приведенное из расчета на 1 км автодороги общего пользования, меньше в несколько раз по сравнению со странами Европы. Это приводит к недофинансирования даже первоочередных работ по текущему ремонту и эксплуатационному содержанию автомобильных дорог. За последние 7 лет финансирование таких работ составило около 18-36% от нормативно необходимого: 2-4 миллиарда гривен при нормативных 11 млрд грн).

Как следствие, объем разрушений и деформаций на автодорогах общего пользования увеличился за последние 7 лет на 50% от общей их протяженности.

Из-за постоянного недофинансирования в дорожной отрасли зафиксированы следующие негативные последствия:

— Существенное ухудшение технического состояния автомобильных дорог и безопасности дорожного движения;

— Отсутствие возможности развития (строительства и реконструкции) существующей сети автомобильных дорог в соответствии с темпами роста национальной экономики страны и интенсивности движения транспортных средств и грузовых перевозок;

— Отсутствие возможности полного использования транзитного потенциала страны;

— Отсутствие возможности осуществлять техническое переоснащение дорожной отрасли, широко внедрять новые технологии, машины, механизмы, материалы, конструкции, информационно-аналитические системы управления транспортными потоками и дорожным хозяйством;

— Необратимые разрушения и опасность потери стратегической сети автомобильных дорог.

Также с целью обеспечения внедрения и реальной реализации государственной политики, направленной на снижение уровня смертности и травматизма от дорожно-транспортных происшествий, одним из направлений использования поступлений государственного дорожного фонда предполагается направить на финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с государственными программами.

Одновременно с проектом акта подготовлен проект закона Украины о законе Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины».

Читайте также по теме