Верховная Рада Украины приняла проект закона № 3688 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году. Документом изменены налоговые процедуры и ставки, в том числе, связанные с НДС.
Об этом сообщает ГолосUA.
За принятие законопроекта отдали голоса 251 народный депутат.
В пояснительной записке к документу говорится, что предлагаются изменения в акцизных налогах, налогах на доходы физлиц, а также в налогах на недвижимость. Кроме того предлагается изменить экологический налог, поменять налогообложение в сельском хозяйстве.
Так, в части налога на доходы физических лиц предложено установить единую базовую ставку в размере 18% (вместо двух действующихся ставок 15% и 20%); для дивидендов остается ставка в размере 5%, ЕСВ в размере 22%.
В законопроекте предусмотрено повышение акциза на пиво на 100%, акциза на алкоголь – на 50% и на табачные изделия – на 40%.
Также предусмотрено освобождение от налогообложения сумм средств, предоставленных налогоплательщику международной финансовой организацией в связи с осуществлением мер по энергоэффективности и энергосбережения. В документе также присутствует освобождение от налогообложения сумм, прощенных (аннулированных) кредитором по кредитам в иностранной валюте, полученные на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты).
Изменен также единый налог. Так, законопроектом №3688 предусмотрено уменьшение для плательщиков III группы годового объема дохода с 20 млн грн до 5 млн грн. Тут же прописано увеличение ставок для плательщиков III группы: с 2 до 3% (для плательщиков НДС) — и с 4 до 5% (для неплательщиков НДС); повышение в 1,8 раза ставок единого налога для 4 группы плательщиков (сельхозпредприятий); отмена на 2016 год применения коэффициента индексации нормативной денежной оценки земли для определения базы налогообложения для плательщиков единого налога четвертой группы.
Внесены изменения и в налог на прибыль предприятий: отменена уплата авансовых взносов по налогу на прибыль; отменено введение квартального отчетного периода по налогу на прибыль для предприятий, у которых годовой доход от любой деятельности превышает 20 млн грн.
В системе начисления акцизного налога также есть новшества: предусмотрены внедрение системы электронного администрирования реализации топлива; введение акцизной накладной, как обязательного электронного документа, который будет составляться при осуществлении всех операций по реализации горючего на внутреннем рынке; будут предотвращаться случаи реализации на АЗС неучтенных объемов топлива, из которых не уплачен акцизный налог; измененят единицы измерения топлива — из килограммов в литры, приведенные к температуре 150 градусов, для которых установлены ставки акцизного налога (общеевропейская практика); увеличат ставки акцизного налога на 2016 год на спирт, алкогольные напитки и пиво — на 100%, на табачные изделия — на 40% (специфическая ставка) и на 3 процентных пункта (адвалорная); увеличение ставок акцизного налога на топливо на 13 процентов.
Есть новшества и в налоге на недвижимость: вводится увеличение предельной ставки налога для недвижимого имущества с 2% до 3% размера минимальной заработной платы за 1 кв. метр общей площади жилой и нежилой недвижимости; установливается дополнительная ставка налога в размере 25 тыс. грн для таких объектов недвижимости: квартиры площадью более 300 кв. м, дома — более 500 кв.м.
Изменен транспортный налог и идеология его взимания: объект налогообложения — автомобили стоимостью более 750 МЗП (в 2016 году – 1030000 грн) и до 5 лет (сегодня автомобили с объемом двигателя более 3000 см. куб. в возрасте до 5 лет). В соответствии с этими изменениями, нужно определить объект налогообложения: среднерыночную стоимость, учитывая марку, модель, год выпуска, тип и объем двигателя, тип коробки передач, пробег автомобиля (сегодня не учитывается). При этом ставка налога без изменений составит 25 тыс. грн в год.
В пояснительной записке к законопроекту №3688 также говорится, что перечень автомобилей, стоимость которых превышает 750 МЗП, определяется по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины и на веб-сайте Минэкономразвития. В документе также предложено определить механизм взимания транспортного налога на период угон автомобиля.
Если говорить об изменениях относительно экологического налога, то он будет рассчитываться с индексацией ставок на прогнозный индекс потребительских цен — 26,7%.
А в рентной плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых предусмотрены уменьшение с 1 января 2016 года ставки рентной платы за пользование недрами для добычи газа природного (для нужд промышленности) с 55 до 29% (добытый из залежей до 5000 м) и с 28 до 14% (добытый из залежей более 5000 м); уменьшение с 1 апреля 2016 ставки рентной платы за природный газ (для нужд населения), добытый из залежей до 5000 метров с 70 до 29%; (ставка для газа из залежей свыше 5000 метров остается неизменной 14% (как и сегодня); уточнение налогообложения добычи янтаря рентной платой и установление ставки в размере 30%.
Что касается льготного механизма налогооблоожения НДС аграриев, предлагается три варианта сохранения льготного механизма: производители зерновых и других технических культур будут оставлять на своих собственных счетах 15% налога, 85% — платить в бюджет; другие сельхозпроизводители за исключением молока и крупного рогатого скота (КРС) будут работать по пропорции 80/20 соответственно; КРС и молоко — 50/50 соответственно.
«Сейчас экспортеры предлагают оставить частично возмещение НДС именно тем, у кого экспортная составляющая составляет более 40%. То есть первоочередность (для них, — ред.)», — заявила в сессионном зале председатель налогового комитета парламента Нина Южанина.
В соответствии с пояснительной запиской, предложено ввести НДС на операции по услугам транзитной транспортировки природного газа с одновременной отменой рентной платы за транспортировку природного газа по трубопроводам на территории Украины. Кроме того, подана инициатива освободить от НДС товары и услуги, поставляемые и импортируемые как международная техническая помощь. В документе также рекомендуется освободить от налогообложения НДС операции банков и других финансовых учреждений по поставке имущества, приобретенного ими в собственность в результате обращения взыскания на такое имущество.
В тексте пояснительной записке к законопроекту №3688 говорится еще, что предложено запретить контролирующим органам отменять суммы налогового кредита по формальным признакам. При этом налоговый кредит может быть отменен только в случае обнаружения ошибки в ИНН или если его налоговый кредит сформирован по необлагаемым операциях.
Этими изменениями предусмотрено, что необходимо совершенствование системы защиты добросовестного плательщика от несвоевременной регистрации налоговых накладных / корректировок. Кроме того нужно обеспечить исправление ошибок контрагентами путем установления сроков проверки контролирующим органом контрагента (в течение 15 дней со дня подачи жалобы налогоплательщика на контрагента), а за несвоевременную регистрацию и неисправление ошибок в налоговых накладных предлагается ввести штраф.
Эти же новшества предусматривают установление механизма предотвращения использования предприятиями искусственно созданного налогового кредита путем доначисления обязательств в случае выявления по результатам выборочной инвентаризации недостачи приобретенных товаров / необоротных активов.
Законопроектом №3688 также предусмотрено урегулирование технических вопросов функционирования СЕА, в частности предоставление права плательщикам НДС, применяющим кассовый метод налогового учета, в расчет суммы по формуле включать суммы налога, указанные в налоговых накладных, составленных до 1 июля 2015 года, по которому право на включение суммы в налоговый кредит возникает после 1 июля 2015 года.
В законопроекте 3688 прописано также усовершенствование порядка возмещения НДС из бюджета, который будет обеспечивать одинаковые требования и права для всех налогоплательщиков, с учетом очередности подачи налогоплательщиками заявок на возмещение НДС. Этим же законопроектом вводиттся официальная публикация информации о возмещении НДС из бюджета в виде двух реестров с отражением в них данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения.