14:28 04/10/2016

Рада приняла за основу законопроект о привлечении инвестиций посредством индустриальных парков

4 октября ВРУ приняла за основу законопроект 2554а-д о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно развития отечественного производства путем стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики через индустриальные парки.

Об этом сообщает ГолосUA.

«За» отдали голоса  227 нардепов.

В пояснительной записке к документу сказано, что данный законопроект подготовлен во исполнение раздела VIII «Обеспечение ускоренного экономического развития» коалиционного соглашения депутатских фракций в Верховной Раде Украины VИИИ созыва «Европейская Украина» и направлен на формирование путем привлечения частных инвестиций современной индустриальной и инновационной инфраструктуры в Украине, которая будет отвечать требованиям зарубежных и украинских инвесторов для размещения производственных предприятий и научно-исследовательских центров.

Кроме того, законопроект полностью соответствует цели данного раздела коалиционного соглашения — «законодательное установление более благоприятных по сравнению с другими странами условий для высокотехнологичного интеллектуально емкого бизнеса и новых производств в Украине, путем введения конкурентных преимуществ институциональной, регуляторной, фискальной, инфраструктурной, образовательной политики для создания высокопроизводительных рабочих мест, повышение оплаты труда, производства конкурентоспособной продукции и наращивание экспорта». Также законопроект включен в План законодательного обеспечения реформ, разработанного по поручению Председателя Верховной Рады Украины и утвержденного Постановлением Верховной Рады Украины №2896 от 04.06.2015 года.

Ранее Верховная Рада Украины приняла рамочный Закон Украины «Об индустриальных парках» (далее — Закон), который определил правовые и организационные основы создания и функционирования индустриальных парков на территории Украины. Законом, в частности, предусмотрено освобождение субъектов индустриального парка от долевого участия в развитии инфраструктуры населенных пунктов и уплаты ввозной пошлины за ввоз оборудования, оборудования и комплектующих к ним, которые не производятся в Украине.

Предусмотренный Законом механизм освобождения от уплаты ввозной пошлины имел ряд недостатков, на практике заблокировало его реализацию, а механизм прямой государственной поддержки (беспроцентные кредиты (займы), целевое финансирование на безвозвратной основе для обустройства индустриальных парков) во время затяжной экономической рецессии, отсутствия у государства ресурсов для обеспечения минимальных потребностей граждан приобрел чисто декларативного характера.

Таким образом, апробация и практическая реализация положений Закона выявила несовершенство и неэффективность норм действующего законодательства, прежде всего, в части отсутствия действенных инвестиционных стимулов по образцу других стран — Польши, Китая, Турции, Словакии и других.

Как следствие, с даты принятия Закона в Украине зарегистрировано 12 индустриальных парков, и только несколько из них находится на стадии обустройства и некоторые даже получили финансирование от ЕС по линии программ трансграничного сотрудничества, а подавляющее большинство вообще не функционирует. В то же время мировой опыт показывает, что развитие сети индустриальных парков является эффективным инструментом воздействия как на социально-экономическое развитие страны, так и на повышение конкурентоспособности конкретного региона, в котором находится индустриальный парк.

Страны заинтересованы оказывать государственную поддержку и создавать мощные стимулы для создания индустриальных парков, ведь, по расчетам экспертов в среднем в мире инвесторы в 1 га площади индустриального парка инвестируют от 1,0 до 5,0 млн долларов и создают от 20 до 50 рабочих мест.

Например, законодательство об индустриальных парках в Турции было принято в 2000 году. А уже в период 2002-2010 годов в стране создано 148 парков (на сегодня их более 264). ВВП страны и экспорт в указанный период выросли более чем в 3 раза.

Чехия ввела государственную программу развития индустриальных парков в 1998 году. За семь лет было создано около сотни индустриальных парков, на что из бюджетов разных уровней было потрачено 200 млн евро. В ответ инвесторы вложили в новые производства 9 млрд евро, создали 70 тыс. Рабочих мест. В среднем в 1 га индустриального парка было вложено 4400000 долл. инвестиций и создано 35 новых рабочих мест.

В Китайской Народной Республике первые индустриальные парки были созданы еще в 1980 году. Сегодня в стране функционирует 54 индустриальные зоны, которые формируют около 10% ВВП и аккумулируют 30% прямых иностранных инвестиций и 37% товарного экспорта. Индустриальные зоны дают около половины валовой высокотехнологичной продукции Китая и треть высокотехнологичного экспорта.

Первый индустриальный парк на территории Польши был создан в 1995 году. Сегодня на территории Польши успешно функционируют 14 специальных экономических зон, 42 научно-технологических парка, 42 центра трансферных инвестиций, создано 267 000 рабочих мест. Почти 80% от общей суммы инвестиций в страну приходятся на специальные экономические зоны.

Таким образом, индустриальные парки стали основой инновационных стратегий развития как стран, так и регионов, что обеспечило формирование «новой экономики» — экономики знаний, экономики информационных технологий, новых бизнес процессов и экономическое лидерство таких государств на мировой арене.

С целью привлечения инвестиций в индустриальные парки государства применяют широкий перечень инструментов поддержки и стимулов для участников инвестиционных проектов. Мировой опыт доказывает, что временное стимулирующее налогообложение индустриальных парков является одним из самых важных и действенных инструментов государственной поддержки.

Среди налоговых инвестиционных стимулов, применяемые другими странами для развития индустриальных парков:

льготные ставки по налогу на прибыль — Нидерланды, Чехия, Турция Китай (предприятия со 100% иностранными инвестициями или совместные предприятия пользуются 2-летними налоговыми каникулами, начиная с первого года получения прибыли, а в течение следующих трех лет — платят налог в размере 50%. некоторые индустриальные зоны применяют ставку налога 10%, если иностранное предприятие экспортирует более 70% своей продукции), Литва (инвестиции более 1 млн евро освобождаются от налога на прибыль на 5 лет), Россия (размер льготной ставки зависит от объема инвестиций, численности создаваемых рабочих мест), Узбекистан, Беларусь (полное освобождение в течение первых 10 лет с даты регистрации в качестве резидента индустриального парка, а в течение следующих 10 лет налог уплачивается в размере 50% от действующей ставки; освобождение от налога на дивиденды, начисленных акционерам резидента (в течение первых 5 лет с момента получения валовой прибыли резидентом парка);

освобождение от ввозной пошлины на оборудование и оборудование, ввозимое участникам индустриальных парков — Турция, Нидерланды Азербайджан, Республика Беларусь, Узбекистан;

освобождение от уплаты налога на недвижимость — Польша, Нидерланды, Турция (в течение 5 лет со дня строительства промышленного предприятия), Тайвань, Казахстан (пониженная ставка), Узбекистан, Азербайджан, Республика Беларусь;

освобождение от налога на землю — Турция, Тайвань, Китай (размер льготы разный в зависимости от индустриального парка);

освобождение от налога на аренду земли и недвижимого имущества — Литва (в течение первых 5 лет — 100% льгота при условии, что объем инвестиций составил не менее 724 евро / га, в течение следующих 5 лет — льгота в размере 50% от суммы налога);

освобождение от экологических налогов — Турция (освобождение от муниципального налога на твердые отходы, снижение стоимости воды, природного газа и связи);

освобождение от уплаты местных налогов и сборов — Венгрия (местные органы власти имеют право принять решение об увольнении резидентов от налогообложения местными налогами сроком до 5 лет);

применение льготных существенно сниженных тарифов на коммунальные услуги — Турция (снижены тарифы на воду, газ и услуги связи), Венгрия (снижены тарифы на коммунальные услуги или предоставления резидентам права рассрочки платежей);

государственные гарантии для инвесторов индустриального парка от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах — действуют во многих странах и предусматривают сохранение условий деятельности в случае принятия законов, которые ухудшают условия в части таможенного, налогового и других режимов.

Таким образом, мировой опыт свидетельствует о том, что отечественная законодательная база, ориентированная на поддержку индустриальных парков в Украине, находится на начальной стадии формирования и нуждается в существенной доработке в части установления действенных инвестиционных стимулов для резидентов индустриальных парков по лучшим международным образцам.

Читайте также по теме