20 октября украинский парламент принял два законопроекта относительно реструктуризации задолженности госпредприятия «Антонов» — №№ 5244 и 5245.
Об этом сообщает ГолосUA.
«За» принятие законопроекта 5244 проголосовали 285 нардепов.
В пояснительной записке к документу сказано, что Украина относится к числу немногих стран мира, обладающих полным циклом (макротехнологиями) создание авиационной техники и занимает ведущее место на мировом рынке в секторе транспортной и региональной пассажирской авиации. Авиационная промышленность Украины способна обеспечить высокие темпы экономического роста, поступления доходов государства в виде налогов и сборов, создание новых высококвалифицированных рабочих мест, ускоренный переход экономики на инновационный путь развития на основе использования новых технологий и достижений науки.
Развитие авиационной промышленности стимулирует смежные отрасли промышленности (двигателестроения, радиоэлектроники, материаловедения и т.д.) за счет включения их в производственные циклы разработки, производства и эксплуатации авиационной техники (АТ).
Самолетостроения в Украине признано приоритетной отраслью экономики в соответствии с:
• Закона Украины «О развитии самолетостроительной промышленности» от 12.07.2001 № 2660-III;
• Закона Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» от 08.09.2011 №3715-VI.
• Указа Президента Украины от 27.05.2005 № 850 «О неотложных мерах по развитию авиастроительной отрасли»;
• постановления Кабинета Министров Украины от 12.09.2011 №1130 «Об утверждении Государственной программы развития внутреннего производства»;
• распоряжение Кабинета Министров Украины от 27.12.2008 № 1656-р «Об одобрении Стратегии развития отечественной авиационной промышленности на период до 2020 года»;
За годы самостоятельности авиастроение в Украине претерпело разрушения несмотря на то, что практически каждый новый правительство не обходил эту отрасль вниманием в своих решениях. Но, целенаправленной государственной политики по сохранению и развитию бывших достижений авиационного производства ни один из них не совершил, как и не обеспечил рационального использования бюджетных средств, которые направлялись в отрасль.
Государственное предприятие «Антонов» (ГП «Антонов»), которое является бюджетообразующим авиапредприятия самолетостроительной промышленности Украины, производит высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью, имеет значительный научно-технический потенциал, однако нуждается в государственной поддержке для полноценного функционирования и развития. Но у предприятия длительное время не решена проблемный вопрос, связанный с задолженностью государственного предприятия «Киевский авиационный завод« Авиант» (ГП« КиАЗ «Авиант»).
Общая сумма кредиторской задолженности составляла 1,9 млрд. Грн. В общем, показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности ГП «КиАЗ« Авиант »отвечали финансовому состоянию банкрота.
С целью недопущения банкротства и ликвидации предприятия Кабинетом министров Украины было принято распоряжение от 22.04.2009 № 476-р «О мерах по финансовому оздоровлению Харьковского государственного авиационного производственного предприятия и государственного предприятия« Киевский авиационный завод «Авиант», согласно которому ГП «КиАЗ« Авиант »были выпущены облигации на общую сумму 858 млн грн, размещено облигаций на 578 млн 906 тыс. грн, что позволило реструктуризировать кредиторскую задолженность и освободить из-под залога имущество завода на сумму около 1,3 млрд грн.
Сегодня же Рада приняла изменения в Бюджетный кодекс.
В пояснительной записке к законопроекту 5245 написано, что согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 № 758-р и приказу Министерства промышленной политики Украины от 10 июля 2009 года № 476 ГП «КиАЗ« Авиант» было реорганизовано путем присоединения к ГП« Авиационный научно-технический комплекс им. О.К. Антонова» (в настоящее время – ГП «Антонов»), к которому перешли все обязательства ГП« КиАЗ «Авиант».
После принятия решения о присоединении бремя долгов ГП «КиАЗ «Авиант» негативно повлиял на результаты деятельности ГП «Антонов», в результате чего оборотные средства ГП «АНТОНОВ» вместо финансирования затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ были направлены на погашение четырехмесячной задолженности по выплате заработной платы, обязательных платежей в бюджет и социальные фонды, а также для погашения кредиторской задолженности ГП «КиАЗ «Авиант» перед коммерческими банками.
Задолженность ГП «АНТОНОВ» перед бюджетом на 01.08.2016 г. составляет:
1. Сумма основного долга — 706,030 млн грн, в том числе:
— Номинальная стоимость облигаций — 578 млн 906 тыс. грн.
— Купонный доход по 2013г. – 63 млн 915 тыс. грн.
— Купонный доход по 2014г. – 63 млн 209 млн грн.
2. Размер начисленной пени за невыполнение обязательств – 565 млн 783 тыс. грн.
3. Общая сумма задолженности составляет – 1 млрд 271 млн 813 тыс. грн.
Указанная задолженность возникла не по вине предприятия, а в связи с присоединением без осуществления необходимых мер государственной поддержки ГП КиАЗ «Авиант», который находился в кризисном состоянии с изношенными основными фондами и обязательствами в сумме 1,9 млрд грн, в 2009 году в АНТК им. О.К. Антонов (ныне ГП «АНТОНОВ») согласно распоряжению КМУ от 1.07.2009 №758-р «О реорганизации государственного предприятия" Киевский авиационный завод "Авиант"».
При этом КМУ не в полной мере выполнил взятые на себя обязательства согласно распоряжению КМУ от 22.04.2009 №476-р в части уплаты процентного дохода по облигациям и предоставления государственной поддержки.
Зато ГП «АНТОНОВ» за свой счет погасило обязательства ГП КиАЗ «Авиант» по уплате задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и целевые фонды, а также части задолженности перед кредиторами.
В данный момент у ГП «Антонов» нет оборотных средств в необходимом объеме для погашения долгов перед государственным бюджетом в условиях высоких процентных ставок по кредитам, отсутствие долгосрочных кредитов, сложности получения государственными предприятиями кредитов под государственную гарантию, недостаточной платежеспособности отечественных авиакомпаний для приобретения новых украинских самолетов, отсутствия эффективной системы стимулирования продаж, в том числе современной системы лизинга новой отечественной авиатехники, отсутствия государственной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, снижение спроса на самолеты «Ан» за счет потери рынка РФ, значительной зависимости предприятия от российских поставщиков комплектующих изделий и материалов, необходимости внедрения капиталоемких программ импортозамещения, адаптации под стандарты ЕС, отмена с 2016 года всех преференций для самолетостроительной отрасли, наличия дискриминационного налогообложения украинских самолётов по сравнению с налогообложением ввоз в Украину иностранных аналогов, которые освобождены от обложения таможенными платежами при ввозе на таможенную территорию Украины на условиях оперативного лизинга. Кроме того, серийное производство самолетов на начальных этапах (выпуск до 30 — 60 самолетов) является убыточным вследствие высокой себестоимости их производства.