15 ноября украинский парламент принял во втором чтении и в целом законопроект №2455 о потребительском кредитовании.
Об этом сообщает ГолосUA.
«За» отдали голоса 247 нардепов.
В пояснительной записке к документу сказано, что потребительское кредитование пользуется популярностью среди населения и имеет потенциал для развития. По данным Национального банка Украины (далее — НБУ), по состоянию на февраль 2014 года, объем новых потребительских кредитов, предоставляемых домашним хозяйствам в годовом исчислении составил 137,8 млрд грн. В то же время, уровень доверия населения к финансовым учреждениям довольно низким. Итак, восстановление доверия к финансовому сектору должно быть основной целью правовой реформы потребительского кредитования.
На данный момент регулирования потребительского кредитования в Украине осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Украины, ст. 11 закона Украины «О защите прав потребителей» и постановлением Национального банка Украины от 10 мая 2007 года № 168 «Об утверждении Правил предоставления банками Украины информации потребителю об условиях кредитования и совокупной стоимости кредита».
В законодательстве существуют пробелы в регулировании потребительского кредитования, особенно что касается обманчивой рекламы, раскрытия информации, оценки кредитоспособности заемщика, кредитного посредничества, несправедливых условий договоров потребительского кредита, навязывания дополнительных и сопутствующих услуг, отсутствия единых требований к кредитодателей, которые являются банками и небанковскими учреждениями, и ответственности в сфере потребительского кредитования.
Информация, предоставляемая потребителям финансовых услуг при заключении договоров и во время их выполнения, очень важна для понимания потребителями условий этих договоров.
По меньшей мере, потребители должны знать фактическую стоимость кредита, эффективную процентную ставку и информацию о любых другие платежи, которые уплачиваются за выдачу, обслуживание и возврат кредита. К сожалению, практика раскрытия информации в Украине является ненадлежащей, начиная от раскрытия информации в период до заключения договора и в течение всего срока действия договора. В период до заключения договора информация очень часто не предоставляется в письменном виде, как это требуется законодательством.
В течение срока действия договора для финансовых учреждений обычной практикой является информирование заемщиков об изменениях существенных условий договоров путем размещения соответствующей информации на сайте банка или публикации в печатных СМИ, приводит к тому, что потребителям не известны реальные условия договора.
Исследование потребительского кредитования в Украине, проведенного Проектом «Развитие финансового сектора» (USAID / FINREP) в сентябре 2011 года, показало, что кредиторы не выполняют требование по раскрытию информации потенциальным заемщикам в период до заключения договора о реальные процентные ставки по кредитам. Результаты показали, что в некоторых случаях годовая реальная процентная ставка составляла 135%. В других случаях, даже невозможно было рассчитать процентные ставки, которые применялись, поскольку не было никакой информации о дополнительных комиссионные и любые платежи.
Отдельными изменениями в действующих нормативно-правовых актов не удастся достичь всех целей для создания комплексной системы регулирования потребительского кредитования. Следует отметить, что большинство европейских стран шли именно путем разработки отдельного законодательного акта, который регулирует потребит кредитования, например, Австрия, Болгария, Хорватия, Чехия, Латвия, Польша, Португалия, Словакия и Испания.
В течение последних лет сфера потребительского кредитования многих стран претерпела значительные трансформации, поэтому необходимо привести законодательство Украины в соответствие с лучшей международной практики. Правительством Украины подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, приложением к которой является имплементация норм законодательства ЕС по потребительскому кредитованию в течение 3 лет после подписания. Поэтому разработка проекта закона Украины «О потребительском кредитовании», в котором было бы имплементированы нормы Директивы ЕС 2008/48 о кредитных договорах для потребителей, является насущной необходимостью.
Основной целью этого законопроекта является создание такого механизма потребительского кредитования, который обеспечит защиту прав и законных интересов как потребителей, так и кредитодателей в этой сфере, создаст надлежащее конкурентную среду на финансовом рынке, повысит уровень доверия населения к нему, обеспечит благоприятные условия для развития экономики Украины .