7 сентября Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект 2255 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования доступа к правосудию лиц, содержащихся в учреждениях предварительного заключения и исполнения наказаний.
Об этом сообщает ГолосUA.
«За» отдали голоса 241 нардеп.
В пояснительной записке к документу сказано, что «необходимость принятия закона обусловлена неоднозначностью практики установления юрисдикции судов по делам, которые инициируются осужденными и лицами, которые взяты под стражу. Также она обусловлена сложностью доступа в суд осужденных и взятых под стражу лиц с целью защиты своих прав в случаях, когда у них нет достаточно средств для оплаты судебного сбора».
Практика судов в Украине демонстрирует существенные различия в подходах к определению подсудности дел в случаях обращений заключенных и осужденных с целью обжалования решений, действий и бездействия администрации учреждений исполнения наказаний или предварительного заключения. Например, когда осужденный (или заключенный) обращается в районные суды, то они отказывают в принятии к своему производству его дела, ссылаясь на то, что тюремная администрация является субъектом властных полномочий, а потому такие дела должны рассматриваться административными судами. Однако, когда осужденный обращается в административные суды, они отказывают принимать такие дела к своему производству, ссылаясь на норму статьи 539 УПК Украины, которая указывает, что вопрос о всякого рода сомнения и противоречия, возникающие при исполнении приговора решаются судом, который вынес приговор ( соответственно, в порядке уголовного судопроизводства).
Такое положение дел привело к установлению нарушения Европейским судом по правам человека, который, проанализировав украинскую судебную практику и законодательство, отметил ее неоднозначность по вопросу определения подсудности жалоб осужденных на тюремную администрацию (см. § 115 решение по делу «Винтман против Украины» (Заявление No 28403/05)). Судом было признано нарушение права на эффективное средство правовой защиты в соответствии со статьей 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, актуальность законопроекта обусловлена сложностью или и невозможностью доступа в суд осужденными и взятыми под стражу лицами, находящимися в тяжелом материальном положении. Как показывает судебная практика, часто таким лицам отказывается в принятии исков в порядке административного судопроизводства лишь на том основании, что они не оплатили судебного сбора, несмотря на то, что у них не было возможности его оплатить.
Сегодня же Рада в целом и во втором чтении приняла законопроект 2490 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения исполнения уголовных наказаний и реализации прав осужденных.
«За» отдали голоса 238 нардепов.
В пояснительной записке к проекту закона сказано, что подготовка документа обусловлена необходимостью обеспечения условий для реальной возможности осужденных воспользоваться предоставленными в связи с принятием Закона Украины от 8 апреля 2014 № 1186-VII «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины относительно адаптации правового статуса осужденного к европейским стандартам» ( далее — Закон № 1186-VII) правами, поскольку их реализация требует дополнительного финансирования из Государственного бюджета Украины, чего Законом Украины № 1186-VII не предусмотрено.
Проект закона подготовлен с учетом поручения премьер-министра Украины от 4 июля 2014 № 23463/1 / 1-14 относительно уточнения норм и переноса срока вступления их в силу.
Кроме того, проектом закона предлагается устранить имеющиеся разногласия между статьями Уголовно-исполнительного кодекса Украины (далее — УИК), а также продолжить гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства Украины.
Вместе с тем, внедрение в правовое поле украинского законодательства новых правоотношений, связанных с пробацией, требует внесения изменений в ряд законов Украины в сфере правосудия, исполнения уголовных наказаний, а также связанные с ними вопросы свободы передвижения, социальной помощи, охраны детства, волонтерской деятельности и некоторые другие, считают авторы документа.
Напомним, 6 сентября народные депутаты Украины во втором чтении поддержали законопроект №2253а «О внесении изменений в статью 93 Уголовно-исполнительного кодекса Украины (относительно совершенствования гарантий права осужденных на отбывание наказания по месту жительства до осуждения или по месту постоянного проживания родственников)».