Минфину Украины ради получения нового транша МВФ, о котором стороны сейчас ведут переговоры, придется менять цифры госбюджета на 2022 год – искусственно «надувать» некоторые доходные статьи или уменьшать финансирование по расходной части бюджета.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил экономист Олег Пендзин.
«Украина может довольно быстро привести показатели проекта госбюджета-2022 в соответствии с ожиданиями МВФ – или сокращением расходной части бюджета, или «надуванием» доходной. И то, и другое это прекрасный способ показать формальные цифры, которые устроят МВФ. Например, как можно «надуть» доходную часть госбюджета – внести в него 12-18 млрд грн от приватизации, это один способ. Второй способ «надуть» доходную часть госбюджета-2022 – это завысить валютный курс, цену доллара США.
Отмечу, что в госбюджете-2021 заложен курс доллара на уровне 29,2 грн за доллар. Но, пожалуй, в любом обменном пункте валют, по крайней мере, в Киеве, доллар продают по 28 грн с копейками. Что это значит? Это значит, что НБУ вместе с Министерством финансов держит обменный курс ниже заложенного в госбюджет-2021. Таким образом, была «надута» фактическая доходная часть госбюджета-2021. Дело в том, что Украина – импортозависимая страна. На импорт при растаможке обязательно начисляется налог на добавленную стоимость (НДС), и этот НДС формирует значительную часть доходной части госбюджета. Когда формируется госбюджет на следующий год, в него закладываются предполагаемые доходы от НДС по импорту, исходя из прогнозного обменного курс. То есть в бюджет закладывается, что курс будет 29,2 грн за доллар, и весь импорт уже посчитан по курсу 29,2. Фактически же курс доллара – чуть больше 28 грн за доллар, то есть сегодня каждый доллар импорта, который заходит в страну, не додает НДС в государственный бюджет приблизительно на 1,20 грн.
И весь этот процесс – это способ «надуть» показатели государственного бюджета и, как следствие, «надуть» кредитора», — сказал экономист.
О.Пендзин также выразил мнение, что ради приведения показателей госбюджета на 2022 год к показателям Минфин может сократить финансирование незащищенных статей госбюджета.
«Есть еще способ привести показатели госбюджета-2022 в соответствии с ожиданиями МВФ: это не финансировать незащищенные расходные статьи: это любые инвестиционные статьи – допустим, ремонт крыши и окон в школах, в больницах, в целом ряд ремонтов в разных зданиях, которые на балансе государства.
Если помните, в 2020 году Минфин так и поступил в ноябре, прекратив финансирование незащищенных статей госбюджета – тогда физически не было денег, а денег не было потому, что искусственно «надули» госбюджет, и чтобы «не вывалиться» за пределы дефицита, согласованного с МВФ, Минфин через казначейство приостановил финансирование незащищенных статей. Если помните, немного сбалансировать эту ситуацию удалось за счет 700 млн долларов от ЕС, который в конце года перечислил Украине эту сумму и так удалось разблокировать финансирование незащищенных статей. А незащищенные статьи это все деньги по актам выполненных работ: то есть были проведены тендера, выполнены работы, люди работали, товар или услуги были поставлены, а потом этим людям не заплатят, потому что сокращено финансирование незащищенных статей», — рассказал экономист.
Напомним, переговоры с МВФ о новом транше должны завершиться в июле, а новый транш поступит в сентябре. О таких планах Минфина рассказал глава ведомства Сергей Марченко в интервью Левому берегу, опубликованном в понедельник, 19 апреля. По словам Марченко, Украина не может себе позволить значительное расширение дефицита госбюджета.
“После подписания меморандума мы дали согласие на то, что в 2022 году у нас дефицит будет 3,5%. Мы уже подготовили бюджетную декларацию, где фигурирует дефицит в 3,5%. И конечно, если бы у нас были диверсифицированы источники покрытия дефицита, то можно было бы ставить вопрос о большем дефиците”, – добавил министр.