ГолосUA
15:21 27/05/2011

Развитые экономики больше не могут претендовать на абсолютное доминирование

Европейцам следует понять, что развитые экономики не могут единолично диктовать окружающим свои правила и занимать все руководящие посты международных учреждений, в том числе и МВФ. Это приведет к неминуемому политическому недовольству всех стран, считает журналист британской газеты «The Financial Times”   http://www.ft.com/cms/s/0/28de825a-8640-11e0-9e2c-00144feabdc0.html#ixzz1NMHT0cN6 Мартин Вульф.

Король умер; да здравствует королева!  Доминик Стросс-Кан, некогда бывший во главе Международного валютного фонда, еще не успел  уйти со своего поста, как главным претендентом, вернее претенденткой, на его место стала французский министре финансов Кристин Лагард. И никому уже не нужны обещания о какой-то там открытой системе выборов: европейцы настаивают на принципе, что имею, тем и управляю. Старый порядок (le ancien régime ) все еще актуален.

Мадам Лагард вполне приличный кандидат. Француженка, что, похоже, практически уже стандартное требование ко всем, кто хочет управлять международными учреждениями, она женщина, которая вряд ли будет нападать на кого-то с сексуальными домогательствами. К тому же когда-то Лагард была руководителем известной американской юридической фирмы «Baker & McKenzie” и превосходно владеет английским. «Но тем не менее она не идеальная кандидатура: ее экономические познания весьма ограничены. Если она станет во главе МВФ, ей придется очень сильно зависеть от мнения и советов окружающих. Поэтому ей просто необходим первоклассный экономист рядом, который будет ей подсказывать на каждом шагу», — утверждает Вульф.

Однако, предположить, что она не получит эту работу – достаточно абсурдно. На сегодняшний день в руках ЕС находится 32% голосов МВФ,  а у Америки 16,7%. Наверняка американцы поддержат выбор европейцев и шансов у других кандидатов просто не останется. Правда, можно поинтересоваться, почему США должны поддержать европейцев? Дело в том, что Вашингтон все еще считает очень удобным тот факт, что президентство в Мировом банке принадлежит  исключительно американским кандидатам, понимая, что, если во главе будет кто-то другой, то Конгресс не выделит ни копейки на его программы.

«Понять европейцев можно, ведь МВФ сыграло одну из ключевых ролей во время мощной волны финансового кризиса в 2008-2009-м году, которая затронула не только всю западную и восточную периферию ЕС, но и саму еврозону. Ясное дело, что именно представителям союза хочется быть во главе фонда», — рассуждает автор и добавляет, что состоянием на апрель 2011 79,5% выданных МВФ кредитов были именно для Европы.

Однако критики налетели с громогласными осуждениями: мол, а обязательно ли во главе фонда должен был быть азиат, дабы преодолеть азиатский кризис 90-х? Или почему главой МВФ не был латиноамериканец, когда в 1980-х и 1990-х континент еле держался на плаву? Это глупо выбирать по национальностям, так что совершенно не обязательно, чтоб европеец был главой фонда, чтобы навести порядок в экономике Европы. К тому же старый аргумент развитых стран, что именно им должно принадлежать первенство во всех организациях в силу их невероятной компетентности, исчерпал себя, судя по бардаку в экономике Европы.

«И хотя рациональное зерно в словах критиков присутствует, я все же вынужден с ними не совсем согласиться. Как- никак, но еврозона – очень специфическая и весьма опасная конструкция. Когда МВФ предоставляет кредит той же Греции, Ирландии или Португалии, он автоматически влияет на финансовое благосостояние всех участников еврозоны. Это то же самое, что США спасало бы Калифорнию от надвигающегося дефолта и поэтому вполне понятно, что Германия и Франция хотят, чтобы во главе руководства МВФ стоял кто-то, кому они смогут всецело доверять.

Вот почему я когда-то говорил, что МВФ вообще не стоит ввязываться в еврозону, так как это приведет к потере фондом своей независимости как финансового института, — пишет Вульф. – Однако контраргумент таким рассуждениям также присутствует. Европейцы нуждаются в независимом и непредвзятом отношении фонда. Такого отношения не было от Стросс-Кана, от Лагард его тоже не стоит ожидать. Но ведь рано или поздно кому-то придется указать европейцам на необходимость реструктуризовать долги и приводить в порядок финансовые системы не за счет выдачи кредитов через посредников государствам, которые вполне могут оказаться неплатежеспособными, а напрямую».

Более того, подчеркивает автор, вряд ли желание европейцев заполучить пост главы МВФ спровоцировано только лишь вопросом кризиса в Европе: им просто хочется быть у руля. Если это так, то ЕС тем более следует осознать, что время, когда правили только развитые экономики, прошло. Согласно статистике самого  фонда, доля ЕС в мировом производстве, при равных покупательских возможностях, уменьшится с 25% в 2000 году до 18% в 2015-м – невероятно быстрые темпы спада. Учитывая насколько эффективными, в условиях мультилатерального глобального порядка, являются такие институты как МВФ, доля представленных европейцев в МВФ слишком большая. Даже после переоценки процентного распределения у Нидерландов на руках остается 1,76% голосов, в то время как у Индии 2,62%.

«Выход из сложившейся ситуации — создать и уполномочить специальный комитет исследования  на высшем уровне, который, в частности, рассмотрит предложения кандидатов на пост касательно развития МВФ: впереди много важных вопросов, включая глобальную денежную реформу. И только тогда, согласно заслугам кандидатов, они должны получить пост, — считает Вульф. – Однако критерии выбора руководства должны быть не просто технократическими. Понимание экономики – действительно важно, как и политическая способность, прочность и опыт в качестве успешного высококлассного законодателя. Этот человек также должен брать на себя риск, то чего Стросс-Кану как раз было не отбавлять».

Подводя итог, автор отмечает, что пора понять, что развитые экономики больше не могут  доминировать на международной арене. Если они и далее будут настаивать на руководстве всеми международными институтами, то все развивающиеся экономики в итоге отвернутся от них и создадут альтернативные учреждения, которыми смогут управлять. Это приведет к балканизации руководства международной экономики, что не сулит успеха никому из международных игроков.  «Режимы, которые не способны адаптироваться к ветру перемен, рано или поздно будут смещены. Европейцы должны понять это вовремя. Но они не хотят этого делать и, в конце концов, это станет для них большой ошибкой», — резюмирует Вульф.

Подгот. Л.Дубенко.

Читайте также по теме