Человек, заходя в лес, должен представлять для себя потенциальную опасность и понимать, какие грибы ядовитые, а какие съедобные.
Об этом корреспонденту ГолосUA сообщил руководитель Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины в 2014-2016 годах Святослав Протас.
Сейчас украинцы массово травятся грибами, поскольку никто не проводит с людьми разъяснительной работы, заявил эпидемиолог.
«Я не эксперт в грибах, но предупреждаю, что человек должен четко представлять для себя потенциальную опасность, иметь определенную настороженность, заходя в лес, он должен понимать, какие грибы ядовитые, а какие неядовитые», — подчеркнул С. Протас.
По словам санитарного врача, отравление грибами — проблема достаточно существенная. Действительно, сегодняшний летний сезон очень богат на грибы. В селах люди хвалятся, что собирают за один раз по 40-50 кггрибов. Вместе с тем эта радость быстро заканчивается, когда мы попадаем в больницу после отравления.
«Один из таких профилактических элементов, как не заболеть, это, безусловно, исключительно санитарно-разъяснительная работа. Она всегда активно проводилась и санитарно-эпидемиологическими службами, пока их не ликвидировали, и органами местной власти. Однако координирующую роль всегда на себя брала санитарно-эпидемиологическая служба, потому что это врачи, это медики, которые как раз и отвечают за профилактическую медицину. Они как раз и координировали органы власти, чтобы они раздавали памятки. Они проводили с людьми разъяснительную работу, развешивали повсюду эти памятки», — пояснил С. Протас.
Он добавил, что работа санитарно-эпидемиологическая службы была направлена на профилактику, предупреждение отравлений грибами. Когда в службе работало больше 26 тыс. сотрудников, разумеется, они могли охватить все населенные пункты, обеспечить там соответствующую определенную работу. На сегодня многие из этих сотрудников уволились, другие разуверились, и власть сегодня вообще не дает никаких посылов для такой профилактической работы среди населения. Если раньше была строгая вертикаль, как только начиналось лето, отчитывались ежедневно, сколько памяток раздали, сколько лекций прочитали. И если такой случай смерти происходил, то на самом высоком уровне были настолько серьезные разборки, что людей увольняли с работы.
«Я не был сторонником таких карательных мер, но определенную эффективность они имели. В том числе и наших сотрудников увольняли с работы за то, что человек отравился, поскольку это была их вина, недоработка власти. Такая жесткость давала свой эффект. Наблюдалась четкая зависимость между разъяснительной работой и трагическими последствиями. Чем больше говоришь с населением, тем меньше они болеют. Чем меньше говоришь, тем больше люди болеют. Сегодня это все уничтожено. Если там служба чрезвычайных ситуаций пытается что-то по инерции делать, то системно такой профилактической работы нет, потому что нет координатора, нет санитарного врача, врача профилактики, который взял бы на себя организацию и координацию», — подытожил санитарный врач.