Власти продолжают готовить НАК «Нафтогаз» к разукрупнению, чтобы установить в стране немонополизированную систему рынка природного газа. Эксперты допускают, что итогом дробления НАК на отдельные невзаимные структуры станет приватизация ГТС.
Компанию «Укртрансгаз» (УТГ), которая является дочкой НАК «Нафтогаз», но ныне из-за внутренних споров оказалась под крылом Министерства экономического развития, ждет реорганизация. Преобразование структуры УТГ, которая занимается транспортировкой и хранением природного газа, было согласовано с западными партнерами в лице Секретариата Энергетического Сообщества (ЕС).
Изменения в УТГ является частью более глобального процесса — анбандлинга (разукрупнения) НАК «Нафтогаз». Мотивом же для разъединения активов НАК, служат ранее принятое законодательство и соглашение о членстве Украины в Европейском Энергетическом Сообществе. Подписав этот договор, Украина обязалась применить правила так называемого Третьего энергетического пакета ЕС. В частности, в документе говорится о необходимости признать, что транспортировка, продажа и хранение газа – дело трех отдельных структур, а не одной компании, как в случае с «Нафтогазом».
Реорганизация УТГ, согласно сообщению пресс-службы НАК, должна завершиться до 1 декабря. Анонсированные изменения означают создание на базе УТГ промежуточной структуры с полной управленческой автономией — «Оператор ГТС Украины». Этот филиал в будущем превратится в независимого оператора отечественной газотранспортной системы.
Иными словами, филиал, в котором сосредоточатся все бизнес-процессы, активы и специалисты по линии транспортировки газа, станет полигоном, на котором будут построены и отработаны все необходимые функции будущего управленца ГТС, полностью отделенного от «Нафтогаза».
Под отдельным управленцем ГТС подразумевается ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ), которое было создано правительством еще в ноябре 2016 года.
Однако для реального запуска оператора нужно дождаться окончательного решения Стокгольмского арбитража по спору «Нафтогаза» и «Газпрома», а также пройти сертификацию по стандартам ЕС.
«Сейчас идет лишь подготовительный процесс к отделению ГТС, поскольку до вынесения решения Стокгольмским арбитражем никаких реальных юридических движений делать нельзя по понятным причинам. На «Нафтогазе» «висят» десятки миллиардов гривен долгов, и эта проблема не решается. Пока что ни правительство, ни НАК не знают, что с этим делать», — говорит независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин.
Добавим, что 100% акций МГУ будут принадлежать государству, при этом шефство над новым оператором возьмет Министерство энергетики и угольной промышленности. Новый управленец получит сеть из 36 тысяч км магистральных газопроводов.
Несмотря на то, что МГУ, внесли в перечень объектов права государственной собственности, есть риски того, что газопроводы все же выставят на продажу.
«В правительстве не понимают, кто будет контролировать «Укртрансгаз» после отделения транзитного бизнеса, вследствие чего Кабмин в лице Владимира Гройсмана пытается уже получить контроль над этим субъектом. Желание отделить ГТС от «Нафтогаза» власти объясняют тем, что хотят привлечь для ее модернизации иностранных инвесторов. Но как оно будет по факту, сказать сложно. Сотрудники «Укртрансгаза» против такого решения. Они считают, что это приведет к снижению надежности работы газотранспортной системы и повышению рисков для конечных потребителей не только внутри государства, но и в странах ЕС. Считаю, что с точки зрения производства делить ГТС неоправданно, а если ГТС хотят быстрее продать, то, конечно, ее нужно быстрее отделить от «Нафтогаза»,- рассуждает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
К слову, группа Rothschild выиграла тендер «Нафтогаза» на предоставление инвестиционно-банковских услуг при отделении ГТС от НАК и привлечении партнера к управлению газотрапортными мощностями.
В целом, в связи с появлением нового управленца ГТС нужно будет вновь садится за стол переговоров с РФ, от которой Украина получает до 2 млрд долларов в год за услуги транзита российского газа.
«Тут остаются открытые вопросы с Россией. В частности, как будет поставляться газ. Все будет зависеть от решения Стокгольмского арбитража. Если оно будет в пользу Украины, то РФ будет вынуждена признать отделение ГТС от «Нафтогаза» и пойти на компромисс. В дальнейшем две страны должны будут решить вопросы по транспортировке газа через территорию Украины, по какой цене и формуле он будет поставляться. То есть, нужно будет подписывать два новых контракта по транзиту и поставкам газа. Если решения достигнуто не будет, то сотрудничество между странами может быть прекращено. Но РФ понимает, что обходные пути в полной мере не обеспечат поставки российского газа в Европу. Поэтому Россия и Украина должны будут садиться за стол переговоров»,- сказал В. Сапрыкин.
Как бы то ни было, но стратегия России по снижению зависимости от стран-транзитеров и развитию собственных газотранспортных маршрутов, снижает транзитный потенциал Украины.
Летом «Газпром» получил до 90% мощности газопровода OPAL, который является наземным продолжением «Северного потока» и имеет пропускную способность в 36 млрд кубометров газа в год.
После 2019 года, когда закончатся действующие контракты между «Газпромом» и «Нафтогазом», РФ может полностью отказаться от услуг украинской ГТС, если будут реализованы проекты «Северной поток-2» и «Турецкий поток» в варианте двух ниток, а это суммарно около 85 млрд кубометров газа в год в обход Украины.
Напомним, в 2016 году наша страна прокачала через свою территорию 80 млрд кубометров российского газа.