В Украине реформу среднего и высшего образования нужно было начинать с переподготовки учителей.
Об этом корреспонденту ГолосUA сообщил экс-заместитель министра образования и науки Украины Борис Жебровский.
«Наша самая большая ошибка в том, что мы перед внедрением реформы кричали об изменениях, о реформе образования, но мы надевали штаны через голову. Нельзя начинать реформу образования, не проведя реформу педагогического образования. Сначала перетрясите педагогические вузы, подготовку учителей, потом их переподготовьте, а потом начинайте реформу образования в целом. Кто придет в новую украинскую школу? Новый учитель? Его что, как-то по-другому подготовили? Нет», — описал ситуацию он.
Б.Жебровский также выразил мнение, что Министерство образования и науки Украины взяло курс на ухудшение качества работы педагогических вузов. Это негативно повлияет на кадровые вопросы в школах, которые и сегодня уже находятся на критической отметке.
«Во-первых, сейчас очень много вакансий в школах. Во-вторых, смотрите, в Киеве «Киевский университет Бориса Гринченко»… я его создавал когда-то в Киеве как коммунальный городской университет. Зачем? Это была система подготовки педагогических кадров в Киеве. Этот вуз финансировался за счет киевлян, он был коммунальным. А сейчас же с него даже название «педагогический» сняли. Я не знаю, почему. Но теперь там готовят кого угодно, и уже не из Киева, а со всей Украины», — говорит экс-заместитель главы МОН.
Б.Жебровский также добавил, что в последние годы в Украине зафиксирован недобор на бюджетные места в вузах. Это не случайное стечение обстоятельства.
«Почему вузы не выполняют набор на бюджетные места? Потому что сама система, когда надо подавать там на несколько специальностей заявление, она привела к этому. И потом, эта система интересна ректору: ему надо, чтобы было побольше студентов на контракте. Это раз. Второе. В украинских вузах ощущается сильный отток студентов. А почему? Потому что студент украинский одновременно с подачей документов в отечественный вуз поступал где-нибудь в Мюнхене (Германия), и самые лучшие все-таки предпочитают иностранные вузы.
Самое страшное, что наши дипломы потеряли свой престиж. Вы сегодня устройтесь на хорошую работу, если у вас с нашим дипломом нет иностранного, или хотя бы иностранные курсы. Вы не устроитесь. И, первое, что спрашивают при собеседовании, есть ли у тебя какой-то иностранный диплом? Хорошая работа для меня это работа учителем. Я учитель с 17 лет. Но если говорить о тенденциях по Украине в целом, то хорошая работа – она определена в ТОП-10, которую МОН опубликовало. На первом месте стоматолог, там, где денег много. Это и считается хорошей работой, престижной. Потому что сегодня все переводится и оценивается с точки зрения денег», — подытожил эксперт.
Ранее сообщалось, что утвержденный Кабмином в феврале 2018 года документ, по сути, определяет содержание начального образования. В документе говорится, что госстандарт, который начнет действовать с 1 сентября 2018 года, определяет требования к обязательным результатам обучения и компетенций соискателей образования, общий объем их учебной нагрузки в базовом учебном плане начального образования и форму государственной аттестации.
По словам министра образования Лилии Гриневич, в этом документе заложено, что именно ребенок должен знать, уметь, понимать после завершения четырех первых классов.
Госстандарт начального образования, который действовал с апреля 2011 года, утратил силу. Над новым работали два года и, как заявили в Минобразования, использовали опыт семи стран — Финляндии, Сингапура, Ирландии, Шотландии, Франции, Канады и Польши.
Теперь школы должны взять за основу новый госстандарт для разработки своих образовательных программ. В программе заявлено, что целью начального образования является всестороннее развитие ребенка, его талантов, способностей, компетентностей и сквозных умений согласно возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей и потребностей, формирование ценностей, развитие самостоятельности, творчества и любознательности.
В документе прописаны такие ключевые компетентности учеников начальной школы как свободное владение государственным языком, способность общаться на родном (в случае отличия от государственного) и иностранном языках, что предполагает активное использование родного языка в различных коммуникативных ситуациях, в частности в быту, образовательном процессе, культурной жизни общины и т. д.; математическая компетентность, что предполагает выявление простых математических зависимостей в окружающем мире, компетентности в области естественных наук, техники и технологий; инновационность, что предполагает открытость к новым идеям, инициирование изменений в ближней среде (класс, школа, община и т. п.), осознание основы экологического природопользования, информационно-коммуникационная компетентность, что предполагает овладение основой цифровой грамотности для развития и общения, гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благосостояния и здорового образа жизни, осознанием равных прав и возможностей; предприимчивость и финансовая грамотность.
Содержание образования для начальной школы группируется на 9 отраслей: языково-литературную, математическую, естественную образовательную отрасль, технологическую, информационную, социальную и здоровьесохраняющую, физкультурную, гражданскую и историческую, художественную. В стандарте также определены общие и обязательные результаты обучения по ним, то есть что ребенок должен уметь, знать, понимать после каждого из 2 циклов обучения в начальной школе (2-го и 4-го класса).