По состоянию на 6 сентября 2017 года, в Украине существует механизм оформления договоров аренды на землю сельскохозяйственного назначения, который можно назвать несовершенным. Это несовершенство связано, в первую очередь, с недоработками госрегистраторов, которые не отправляют запросы о статусе земельных участков в Госагентство земельных ресурсов.
Об этом в ходе форума «Всемирного аграрного совета» сообщила замминистра юстиции Украины по вопросам госрегистрации Елена Сукманова,передал корреспондент ГолосUA.
«Госрегистратор обязан отправить запрос в Земельные ресурсы, получить ответ о статусе земельного участка и только потом регистрировать договор аренды. По моим сведениям, не все госрегистраторы это делают», — сказала она.
Е.Сукманова добавила, что на данный момент в Украине действует уголовная ответственность госрегистраторов за ошибки с регистрацией арендных договоров.
«Максимальное количество проблем, рейдерских атак связаны с неправильным оформлением арендных договоров. Напомню, что госрегистратор из-за нарушения процедуры оформления может быть привлечен к уголовной ответственности и тюремному заключению сроком на 12 лет», — уточнила представитель Минюста.
В то же время, присутствующие в зале аграрии заявили: проблема не в действиях госрегистратора, а в том, как работает система регистрации предприятия.
«Я могу, находясь в зале сейчас, дистанционно, с помощью юриста, зарегистрировать вновь созданное предприятие по адресу реального аграрного предприятия. И после этого я могу от своего предприятия зарегистрировать договор аренды на участок. Никакой суд не сможет оспорить законность этого договора и пока будут длиться судебные разбирательства, моя фирма сможет создать урожай», — сообщил предприниматель.
В ответ Е.Сукманова заявила: если предприятие хочет обезопасить себя от рейдерских захватов, нужно нотариально заверять протокол учредительного собрания предприятия.
«Суд будет проверять документы. Вы можете подтвердить законность создания вашего предприятия, если протокол учредительного собрания нотариально заверен, а не написан от руки на какой-то бумажке», — подытожила представитель Минюста.