В последние недели в Европе говорят о том, куда после Украины президент РФ Владимир Путин может направить свои взгляды и военные намерения. Может ли это быть Молдова?
Об этом пишет The Telegraph, в статье автор анализирует это предположение.
На прошлой неделе чиновники молдавского региона Приднестровья забили тревогу, заявив, что в эту среду, 28 февраля, они планируют созвать редкое заседание своего Конгресса депутатов, чтобы обсудить «драматическое ухудшение» отношений с Молдовой. В последний раз конгресс этой непризнанной республики собирался в 2006 году, когда принял решение о проведении референдума по формальному отделению от Молдовы и присоединению к России. Есть опасения, что они попытаются сделать то же самое снова.
В своих речах Путин четко дал понять, что он считает Приднестровье и Молдову в целом подпадающими под его концепцию «русского мира». Лишь две недели назад его министр иностранных дел Сергей Лавров выступил со строжайшей речью в российской Думе, заявив: “У нас там все еще проживает 200 000 граждан. И, конечно, мы обеспокоены этим. И, конечно, мы озабочены их судьбой, и мы не позволим им стать жертвами очередной западной авантюры”.
Очевидно, что Путин считает Приднестровье своим по праву. Стремление снова объединить бывшие земли Российской империи и Советского Союза (независимо от того, остаются ли они официально русскоязычными) было поводом, который Путин также неоднократно использовал для оправдания своего вторжения в Украину. Решение ЕС объявить о начале переговоров о членстве с Молдовой в декабре было воспринято Кремлем как дальнейшая угроза его властям в регионе.
Если Приднестровье проведет еще один референдум, то, конечно, будет мало гарантий, что его результаты будут честными. Сочетание российского влияния и пропаганды почти наверняка обеспечит благоприятный для Москвы результат.
Вероятность вторжения в Молдову
Но даже если Приднестровье решит формально разорвать связи с Молдовой и попытаться присоединиться к России, поддержит ли его Путин? Российская армия уже имеет около 2 000 солдат, размещенных в сепаратистском государстве, якобы «миротворцев», которые были введены после первой попытки Приднестровья отделиться от Молдовы в 1992 году.
Все внимание будет уделено посланию Путина о состоянии страны в четверг, 29 февраля. Воспользуется ли он им как возможностью формально аннексировать Приднестровье? Для тех, кто считает, что они свидетели повторения событий, когда Россия признала республики Донбасса и Луганщины и вторглась в Украину в феврале 2022 года, беспокойство вызывает то, что это может запустить цепь событий, которые приведут к подобному конфликту в Молдове.
Вторжение в Молдову остается маловероятным, по крайней мере, в ближайшем будущем. 2000 солдат вряд ли достаточно для серьезного начала конфликта в стране. Более того, Приднестровье не имеет выхода к морю; отправка войск и поставки из России, скорее всего, потребует пересечения границы региона с Украиной. Военные ресурсы В.Путина в Украине все же истощены — в реальности начало нового конфликта сейчас не в его интересах, особенно так близко к президентским выборам в России в середине марта.
Но Путин – агент хаоса. Он наслаждается любой возможностью посеять раздор и путаницу на Западе, особенно тем, что ставит под сомнение стабильность Европейского Союза или других альянсов, таких как НАТО. Путину не нужно аннексировать Приднестровье, чтобы потенциально посеять хаос в Молдове и ее планах присоединиться к Европе. Все, что ему нужно сделать, – это дать сепаратистской республике достаточно надежды.
Добавим, НАТО отрабатывает на учениях в Польше переброску на восток сил повышенной боеготовности.