Имя Ридли Скотта знакомо даже тем, кто не очень-то стремится знать, что происходит по ту сторону киношного экрана, и в целом игнорирует информацию о деятелях Голливуда и его запределья. Однако, из-под руки именитого автора вышли настолько значимые работы, что обойти его стороной практически невозможно или как минимум очень трудно.
Об этом сообщает 112 канал.
Среди его гениальных творений, конечно, и упомянутый "Чужой" (включая некоторые последующие фильмы из этой серии), и "Бегущий по лезвию" (тот легендарный первый фильм, о котором недавно все вновь заговорили в свете вышедшего продолжения), и нашумевший "Марсианин" (в котором Мэтт Деймон выращивал на Марсе картофель), и многие другие, ставшие культовыми картины.
Родился Ридли Скотт в 1937 году в Саут-Шилдсе (Великобритания) в семье военного. В детстве он с родителями много переезжал, но после окончания Второй мировой войны они окончательно осели в Англии. Учился будущий режиссер сначала в Колледже искусств Вест Харпула, а затем в Королевском колледже искусств в Лондоне. В это же время он снял свою первую короткометражку, главные роли в которой исполнили его брат и отец.
После учебы Скотт устроился в Корпорацию Би-би-си, где до 1968 года работал дизайнером и художником-постановщиком, а после режиссером телесериалов. В конце 60-х он основал компанию по производству рекламы, которая сняла около 2000 роликов. Набив таким образом руку на коротком метре, в 1977 году Скотт снимает свой первый полнометражный игровой фильм "Дуэлянты", который тут же удостаивается приза за лучший дебют на Каннском фестивале. Дальше все как в сказке – многие работы автора получают престижные премии и награды (или как минимум номинации), а некоторые из них прочно закрепляются в списках лучших фильмов мирового кинематографа.
Чужой (1979)
Всего спустя два года после полнометражного дебюта Скотта мир увидел "Чужого" – историю про кровожадных инопланетных чудовищ с кислотой вместо крови. Несмотря на то, что сам режиссер не очень верил в большой успех космического ужастика, картину ожидал настоящий триумф. Фильм не только стал одним из самых прибыльных в 70-х годах, но и принес всемирную известность актерам и своему создателю, а также премию "Оскар" за лучшие визуальные эффекты.
Бегущий по лезвию (1982)
Третьей по счету полнометражной работой талантливого режиссера стала экранизация повести Филипа К. Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах". Лента повествует о мрачном мире будущего, в котором человекоподобные андроиды-репликанты пытаются противостоять обычным людям. Как ни иронично, в прокате фильм провалился, однако получил две номинации на "Оскар" и трижды завоевал премию Британской киноакадемии. Позже "Бегущий по лезвию" был признан настоящим шедевром и положил начало нового направления в кинематографе – киберпанка.
Тельма и Луиза (1991)
Спустя почти десять лет и тройку фильмов, Скотт обращается к совсем непривычному для себя жанру роуд-муви. История подруг, сбежавших от обременительной жизни и нелюбимых мужчин, стала настоящим гимном феминисток начала девяностых и вызвала шквал обсуждений, связанных с правами и судьбой женщин. Картина получила множество престижных наград, в том числе "Оскар" в категории "Лучший сценарий".
Солдат Джейн (1997)
Показав, что умеет делать женские фильмы, в 1997 году Скотт попытался повторить свой успех и взялся режиссировать картину про лейтенанта Джордан О`Нил – первую женщину, получившую направление для прохождения подготовки и последующей службы в подразделении спецназа "морские котики". Этот драматический боевик, конечно, не снискал такой славы, как "Тельма и Луиза", и даже удостоился "Золотой малины" в категории "Худшая актриса". Тем не менее, образ наголо бритой и мускулистой Деми Мур прочно засел в умах и сердцах публики и стал своеобразным синонимом сильной женщины.
Гладиатор (2000)
Еще одна картина в послужном списке режиссера, претендующая на звание лучшей. И, если составлять рейтинг по количеству завоеванных премий, то победителем станет именно она. Фильм, повествующий о нелегкой судьбе гладиатора Максимуса, взывающего к справедливости во времена кровавых римских императоров, стал еще одним триумфом Скотта. Он не только получил пять "Оскаров" из возможных двенадцати, но и возродил интерес к эпическим историческим фильмам.
Ганнибал (2001)
Фильм является прямым продолжением нашумевшего "Молчания ягнят", снятого Джонатаном Демми в 1991 году. Как и предыдущая история, рассказывающая о блестящем судебном психиатре и кровожадном серийном убийце Ганнибале Лектере, эта картина основана на одноименном романе Томаса Харриса. Зрители хорошо оцени экранизацию Скотта, а вот мнения критиков разошлись. Тем не менее, фильм оказался коммерчески успешным и даже получил несколько номинаций на различные премии.
Черный ястреб (2001)
Еще одна экранизация (на этот раз реальной истории) и еще одна номинация на режиссерский "Оскар", который, увы, Скотт так и не получил ни за один свой фильм. Картина переносит нас в события 3-4 октября 1993 года в Сомали. Американский спецназ проводит военную операцию, целью которой является поимка местных боевиков. Мероприятие, которое должно было осуществиться с минимальными потерями, в итоге вылилось в кровавую мясорубку. Мощная военная драма была положительно оценена критиками и удостоена двух "Оскаров" – за лучший звук и монтаж.
Гангстер (2007)
Пожалуй, это самая криминальная история из всего рассказанного Скоттом. Основанная на реальных событиях, картина являет собой хронику становления наркоторговца Фрэнка Лукаса и его противостояния с детективом Ричи Робертсом. Удачный сценарий и кастинг, очень точная стилизация под 70-е годы и мастерская рука режиссера сделали эту работу главной гангстерской лентой нулевых и обеспечили ей множество номинаций на кинопремии. Любопытно, что фильм понравился всем, кроме прототипов главных героев, утверждавших, что в нем слишком мало правды.
Прометей (2012)
Изначально этот фильм, в котором группа ученных исследует дальнюю планету в попытке открыть тайну происхождения всего человечества, задумывался как прямой приквел снятого Скоттом в 1979 году "Чужого". Однако из-за недостатка бюджета картина трансформировалась в независимый проект, относящийся к своему предшественнику скорее косвенно – его события разворачивались в той же звездной вселенной. Лента получилась не идеальной (в первую очередь это касается логики персонажей и некоторых сюжетных несостыковок), но вызывала положительные отзывы критиков, стала успешной в прокате и была номинирована на "Оскар" за лучшие визуальные эффекты.
Марсианин (2015)
Очередная экранизация на счету Скотта и его самый коммерчески успешный проект. История астронавта, застрявшего в одиночку на Марсе и вынужденно делать все ради выживания (в том числе и сажать пресловутую картошку), заработала в прокате более 600 млн долларов (при бюджете в 108). Картина также была высоко оценена критиками и, хоть и не смогла забрать ни одного из семи возможных "Оскаров", удостоилась нескольких других престижных кинонаград.