Мария Мамаева
07:12 16/06/2017

Родители детей и педагоги при выборе директора школы редко отдают предпочтение его профессиональным качествам – эксперт

При выборе директора школы или детсада родители детей и педагоги  редко отдают предпочтение его профессиональным качествам.

Такое мнение выразила директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко в комментарии корреспонденту ГолосUA.

Как пояснила Л. Ващенко, родители имеют достаточно общее представление о деятельности директора учебного заведения, поэтому в своем выборе они будут руководствоваться скорее  эмоциональными характеристиками — отношением к их ребенку, общим уровнем симпатии и доверия, тогда как профессиональные качества кандидата, его возможности соответствовать должностным компетенциям могут абсолютно не учитываться. 

В то же время, по ее словам, и другие формы выбора руководителя учебного заведения имеют свои недостатки. Так, в случае, если директора предлагает  коллектив школы или детсада, он, прежде всего, ориентируется на мягкость, неконфликтность и возможность будущим директором управлять, возможно, даже манипулировать. Данная форма выбора директора была достаточно распространенной в начале 90-х, в период первой волны социально-политических преобразований в стране. 

В случае, если же выбор директора определялся органами государственной власти — областным или городским управлением образования при согласовании с госадминистрацией, — речь шла, в основном, о степени лояльности к руководству и  управляемости кандидата. А профессиональные способности также не были определяющими при выборе будущего директора качеств.

«Таким образом, все три варианта имеют определенные риски, поскольку учитывают интересы исключительно какого-либо одного сообщества: родителей, коллектив или высшее руководство. Это тоже важно, но выбор только по одному фактору идет в ущерб другим», — отметила эксперт. 

При этом директор Центра уточнила, что для правильного выбора необходимо искать баланс интересов и учитывать все позиции, поскольку работа руководителя учебного заведения предусматривает выполнение многих функций, от которых зависит качество образования детей. Так, по ее мнению, отбор кандидатов может происходить специальным общественным советом, на котором представители разных социальных групп с разными  интересами относительно работы школы могут выразить свои позиции.

Кроме того, по убеждению эксперта, директора необходимо специально готовить, поскольку выбор руководителя учебного заведения может быть удачным лишь в том случае, если кандидат на должность пройдет подготовку по специальной учебной программе, в пределах которой получит знания в области управления учебным заведением. "Профессиональная подготовка директора является основой качества работы школы», — добавила Л. Ващенко. 

Напомним, депутаты Киевского совета утвердили в целом порядок выборов директоров школ и детских садиков. Теперь кандидатов будут выбирать родители учеников, а также педагоги. 

Читайте также по теме