Нынешняя кампания по выборам президента России удивляет своей неоднозначностью даже видавших виды аналитиков. С одной стороны потенциальный российский избиратель подвергается массированому прессингу прокремлевских СМИ, регулярно цитирующих представителей «правящего тандема», с другой – о своей принципиальной «позиции несогласия» на митингах и демонстрациях не заявляет разве что ленивый. Акции сторонников и акции противников действующей власти от Калининграда до Владивостока порой не то, что проходят синхронно – сливаются, словно в калейдоскопе, в одну причудливую композицию. Претенденты на высший государственный пост внезапно абстрагировались от взаимных обвинений и теперь повсеместно указывают на внутренние и внешние проблемы страны, а представители кандидатов прогнозируют общественности «жаркий политический март». Вопрос лишь в том, насколько этот самый март действительно окажется «жарким».
Эти кадры, наверное, обошли все российские телеканалы – как федеральные, так и провинциальные, и даже частные. Растерянный сотрудник ГИБДД, остановивший на одной из московских улиц элитный внедорожник, никак не может сформулировать его водителю причину остановки. Вроде бы и документы у молодого человека в порядке, и двигался он по «своей» полосе с положенной скоростью и даже техосмотр автомобиль, судя по всему, прошел всего несколько дней назад. Дело оказалось за малым – из окна транспортного средства торчал большущий флаг с изображением одного из кандидатов в президенты, где аршинными буквами было написано «Не сс..ть, народ!».
На первый взгляд – что здесь такого: некий сторонник некоего кандидата решил продемонстрировать свои чувства, использовав для этого личное транспортное средство. Но как-то очень уж некультурно смотрится призыв, то ли прозвучавший из уст политика, то ли озвученный самим «фанатом». А ведь еще 4 февраля, в день официального старта предвыборной президентской кампании в РФ местная полиция получила четкие указания пресекать всяческие проявления хулиганства и «дискредитационной агитации».
Чем завершилась история с внедорожником, так и осталось неясным, но вот другие проявления народной любви или недоверия к претендентам на Великий Пост, как уже прозвали в Интернете президентское кресло в Кремле, навсегда войдут в новейшую историю той же агитации. Так, например, в Екатеринбурге на демонстрации оппозиции неизвестные распространили партию футболок, на которых российский премьер Владимир Путин был изображен в надвинутой на глаза спортивной шапочке и сигареткой в зубах; в Челябинске опять-таки неизвестные типографским способом напечатали «Приглашения в цирк», где каждому из кандидатов отвели исключительно роли клоунов, а в Хабаровске даже выпустили музыкальный диск с нецензурными песнями и призывами «голосовать против всех».
Но все это, если так можно выразиться, частности. В целом та же предвыборная агитация в России сегодня характеризуется поистине невиданной доселе активностью представителей творческой интеллигенции, с телеэкранов и в радиоэфире призывающих «сделать единственно правильный выбор». Причем, если сегодня позицией режиссеров Никиты Михалкова и Станислава Говорухина, традиционно ратующих за Владимира Путина, никого не удивишь, то новые роли, например, культовых актеров Риммы Марковой и Юрия Назарова, на время ставших «лицами кампании» «справедливоросса» Сергея Миронова, вызывают неоднозначную реакцию публики.
Впрочем, возможно, именно на эту «неоднозначность» сегодняшние пиарщики и рассчитывают. В частности, и в прессе, и на многочисленных форумах в Интернете вовсю обыгрывается тема поддержки предпринимателя Михаила Прохорова на его пути в Кремль Народной артистки СССР Аллы Пугачевой, актеров Игоря Верника и Леонида Ярмольника, а также известного психолога, главы фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана и телеведущего Александра Любимова. В «обойме» Владимира Жириновского – известный в «перестроечные» времена психотерапевт Анатолий Кашпировский, официально именуемый сегодня «неработающим пенсионером».
Справедливости ради стоит сказать, что участие этих «звезд» в предвыборной агитации в значительной степени «освежило» процесс и явно сыграло на руку заказчикам. Как свидетельствуют данные опросов общественного мнения, проводившиеся целым рядом независимых социологических компаний, российский избиратель устал от постоянных скандалов во время теледебатов и однообразных выступлений, сводящихся к перечислению «претендентских регалий» и банальных обещаний. «Здесь нужен был принципиально иной подход, и практически все кандидаты его блестяще использовали, — сказал в интервью корреспонденту агентства «ГолосUA» представитель европейской общественной мониторинговой группы Ласло Вереши. – Кстати, метод привлечения к такой агитации «звезд» прекрасно зарекомендовал себя в целом ряде стран ЕС, включая Италию и Португалию».
Впрочем, у сегодняшних выборов в России есть и еще одна принципиальная особенность. Как-то само собой получилось, что у претендентов на Великий Пост появилась уникальная возможность наглядно продемонстрировать свои способности «кризисных менеджеров». Новому президенту, кого бы на эту должность не избрали, придется решать не только массу внутренних проблем, как то бюджетный дефицит, возрастающее число конфликтов на этнической и расовой почве или, скажем, нелегальная миграция, но и целый спектр проблем внешних – политических и экономических. В их числе, в частности, «газовый конфликт» с Украиной и энергетический кризис в Европе, вопрос русскоязычного меньшинства в Прибалтике и функционирование страны в системе ВТО. И, наконец, дальнейшая позиция Москвы по ближневосточному урегулированию, отношения с государствами Центральной Азии, контакты с США и т.д.
«Продолжится противостояние Москвы и Вашингтона в вопросах противоракетной обороны и поддержки США Центральной Европы, и реакцией России на продолжающийся конфликт будет усиление давления на Центральную Европу в области безопасности и укрепление ее экономического присутствия в регионе, — отмечает в своей редакционной статье Бюро геополитического анализа «Stratfor» (США). — Россия использует эти кризисы для того, чтобы углубить раскол между европейскими странами, между европейцами и США и внутри НАТО, при этом, всячески давая понять, что ее вынуждают действовать агрессивно». Кстати, сей прогноз рассчитан исходя из того, что президентом России станет нынешний премьер Владимир Путин. Моделировать внешнюю политику РФ в случае прихода к власти Геннадия Зюганова, Сергея Миронова, Михаила Прохорова или Владимира Жириновского пока не берется никто.
Как бы там ни было, а предвыборное ралли в России выходит на финишную прямую. На днях одна из московских радиостанций напомнила слушателям, что выборы президента назначены на первую – самую строгую неделю православного Великого поста, наступающего после Масленичной недели. Дескать, не все избирателю Масленица…
А вот для кого из кандидатов 4 марта действительно наступит Великий Пост, мы узнаем уже в самое ближайшее время…