Из-за проблем с применением законодательства в сфере защиты прав детей, в частности, детей-сирот с востока, восстанавливаются условия для детской беспризорности, о которой украинцы забыли еще в 2009-м.
Об этом заявила руководитель управления уполномоченного президента Украины по правам ребенка Людмила Волынец, сообщает ZN.UA.
«У нас появились дети с неопределенным статусом. В связи со сложными процессами, в которых замешана милиция в зоне АТО, сегодня нет чиновников, которые бы подтвердили акты о найденном, подброшенном ребенке, отказе матерей от новорожденных детей. На определенных территориях нет чиновников, которые от имени государства обязаны поставить свои подписи, чтобы ребенка завтра могли усыновить или устроить в семью», — сказала Л. Волынец.
Она отмечает, что в связи с этим восстанавливаются основные условия для детской беспризорности.
Во-первых, на территории Донецкой и Луганской областей 50% органов опеки и попечительства (райгосадминистрации и горисполкомы) не функционируют., то есть госслужащие не способны выполнять свои функции в полном объеме.
«Таким образом, появились дети, у которых вместо удостоверения о смерти мамы есть фотография ее могилы. С таким «документом» ребенок не может зайти в систему госзащиты», — отмечает Л. Волынец, поясняя, что для ребенка статус сироты означает государственную защиту, в противном случае ему грозит беспризорность.
Кроме того, часто детей вынужденных переселенцев приходится изымать из семьи, так как его родители, например, углубили зависимость от алкоголя и т. д.
Но по законодательству сделать это можно лишь по месту жительства и прописки человека. Поэтому на местах выносят часто немотивированные решения о помещении детей без статуса сироты в интернатные учреждения.
«Таким образом, как только интернаты наполнятся на 100%, мы увидим беспризорность в худшем ее проявлении. Потому что основной ее источник (45%) — дети, которые убегают из интернатных заведений. К сожалению, уже сегодня на улицах Киева появились дети с клеем, целлофановыми пакетами, со всем тем, о чем украинцы забыли еще в 2009-м», — говорит Л. Волынец.
«Украина получит неуправляемую детскую беспризорность, а затем — молодежную и рожденных на асфальте детей. То есть опять восстановит все, что было в сложные и давно забытые времена», — сказала руководитель управления уполномоченного президента по правам ребенка.
Она также отмечает, что до начала боевых действий вся статистика в стране велась по месту происхождения ребенка-сироты. Сегодня же по двум оккупированным территориям Украины — в Крыму и Севастополе — вообще недоступна информация о детях. А в Донецкой и Луганской областях, где на половине территорий органы местной власти не работают, учет информации не ведется.