В краткосрочной перспективе закон об анбандлинге будет даже вреден для Украины, потому что избран путь интеграции в европейский рынок. Одно из главных его условий – это анбандлинг, разделение видов деятельности по добыче и транспортировке.
Об этом в комментарии ГолосUA рассказал народный депутат Украины, член парламентского комитета по вопросам энергетики Алексей Кучеренко (фракция «Батькивщина»).
«Если мы входим играть по европейским правилам, то мы теряем очень сильно в свободе в отношениях с РАО «Газпром». Например, там, судя по всему, не будет долгосрочного договора на транзит, там будут аукционы, там будут краткосрочные спотовые вещи. Три дня назад новый оператор ГТС уже подготовил проект тарифов на транзит, и они в 3,5 раза увеличивают стоимость транзита. Мой прогноз, что это дает поводы «Газпрому» сказать: ребята, у нас «Северный поток-2» экономически намного выгодней, никакой политики тут нет», – смоделировал ситуацию Алексей Кучеренко.
Народный депутат сомневается, что новый оператор ГТС будет независимым от руководства «Нефтегаза».
«Я не верю в независимость этого оператора, полная зависимость от Коболева осталась. Они рассматривают вариант нулевого транзита с 1 января, и поэтому суммы всех расходов на содержание ГТС они собираются заложить в тариф и положить на население, на потребителя Украины. Это какая-то сознательная игра на то, чтобы у нас не было транзита. Возникает вопрос: а мы чей сценарий играем? Украинский сценарий или тех, кто хочет сюда поставлять газ издалека либо сжиженный газ? Отсутствие поставок из России выгодно только тем, кто хочет сюда зайти со своим газом и сделать такую же монополию. Я не вижу, чтоб мы реально диверсифицировали. Очень сложная игра и к глубокому сожалению, ее ведет Коболев, который не есть самостоятельный. Понятно, что Коболев и компания управляется кем-то извне», – заявил депутат.
Алексей Кучеренко подчеркнул, что необходимо увидеть окончательный текст закона об анбандлинге на предмет учета в нем всех важнейших правок.
«На самом деле, надо посмотреть окончательную таблицу правок и тогда я скажу, учли ли то, на чем мы настаивали: полная невозможность приватизации самой ГТС, полная невозможность продажи государственных акций компании, которая будет управлять ГТС. При нынешней системе, когда заложена двухуровневая система управления, когда две компании «Магистральные газопроводы Украины» и оператор ГТС, создается возможность вроде бы оставлять все это государственным, но управлять в своих корыстных интересах с помощью независимого наблюдательного совета, как это происходит последние пять лет с НАК «Нефтегазом»», – заключил народный депутат.