1 января 2016 года вступил в силу закон Украины «О государственной службе», вследствие чего разделены политическая деятельность и административная деятельность чиновников, а также введены отдельные для каждой группы лиц условия приема на работу.
Об этом сообщила пресс-служба главы украинского государства П.Порошенко.
В соответствии с текстом документа, опубликованном на сайте Верховной Рады Украины, госслужащий не может быть членом политической партии; проводить или участвовать в предвыборной агитации за других кандидатов, другие партии, которые являются субъектами избирательного процесса; совмещать работу в должности государственной службы с обязанностями народного депутата Украины или депутата местного совета; привлекать, используя свое служебное положение, государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления, работников бюджетной сферы, других лиц к участию в предвыборной агитации, акциях и мероприятиях, организованных политическими партиями; любым другим образом использовать свое служебное положение в целях политических партий.
При этом вводятся требования к профессиональным качествам госслужащих категорий «А», «Б», «В».
К отдельной категории отнесены глава государства, представители правительства, нардепы, судьи, сотрудники прокуратуры; персонал госорганов, которые выполняют функции по обслуживанию.
Соответственно, действие закона не распространяется на президента Украины, членов Кабинета Министров Украины, первых заместителей и заместителей министров (кроме заместителей Министра Кабинета Министров Украины); на народных депутатов Украины; на депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым; на судей; на работников прокуратуры; на работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию; на работников государственных предприятий, учреждений и организаций, а также других субъектов хозяйствования государственной формы собственности; на военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и других органов, которым присваиваются специальные звания; советников, помощников, уполномоченных и Пресс-секретаря Президента Украины; работников секретариатов Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей; работников патронатных служб Премьер-министра Украины, Первого вице-премьер-министра Украины, вице-премьер-министров Украины, других членов Кабинета Министров Украины, помощников-консультантов народных депутатов Украины; помощников судей.
Правовой статус этих работников, которые не попали в категории госслужащих «А», «Б», «В», по мнению авторов закона, должен регулироваться трудовым законодательством, а не законом «О государственной службе».
«Реформа государственной службы в значительной степени определяет успех и других реформ, результаты которых напрямую зависят от качества управленческих решений государственных органов», — прокомментировал документ П.Порошенко.
При этом президент считает, что закон обеспечит новое качество государственной службы в соответствии с лучшей европейской практикой, будут установлены правовые и организационные основы госслужбы как профессиональной, политически беспристрастной деятельности на благо государства и общества, а гражданам Украины гарантируется право равного доступа к государственной службе.
«Закон предусматривает такие реформаторские новации: поступление на все должности государственной службы будет происходить только по конкурсу на основе личных качеств и достижений кандидатов на должности, исключаются любые коррупционные механизмы при поступлении и прохождении государственной службы, государственная служба станет деполитизированной, устанавливается прозрачная модель оплаты труда, разработанная с учетом лучшего европейского опыта, вводится компетентностная модель управления человеческими ресурсами, оценка результатов работы государственных служащих, их карьерная мотивация, повышаются квалификационные требования», — отметили в пресс-службе президента.
Главной целью нового законопроекта является стремление разграничить политику и государственную службу, политиков и госслужащих, политическую целесообразность и общественный интерес, говорится в пояснительной записке к документу.
В пояснительной записке к закону говорится, что этот документ вводит разграничение политических и административных должностей, регулирование статуса государственного служащего, конкурсных процедур отбора на государственную службу, в том числе на должности высшего корпуса госслужбы; обеспечение равного доступа к государственной службе, сочетание системы вознаграждений с оценкой работы, предоставление приоритета карьерной службе, усиление персональной ответственности за выполнение обязанностей; создание условий прозрачной деятельности государственных органов и достойной оплаты труда государственных служащих на основе обоснованной модели с минимальным влиянием субъективизма и прохождения службы исключительно на основе личных качеств и достижений (заслуг).