Минобороны Украины не поддержало законопроект о продлении срока на обновление военно-учетных данных. Соответственно, с 16 июля 2024 года в Украине «на полную» заработает механизм привлечения к ответственности мужчин, не сообщивших государству свои актуальные данные, пишет SUD.ua.
Хотя повестки (пока) и не будут поступать в виде электронных сообщений на телефон, однако это и не нужно – с учетом цифровизации и наличия у государства в электронном виде широкого набора персональных данных о гражданах, наказание за нарушение правил военного учета смогут избежать только нарушители, которые не ведут никакой социальной жизни, нигде не работают, не учатся, не имеют жилья или авто.
Другим же придется расплачиваться за неисполнение закона своим имуществом и, возможно, личной свободой, говорят юристы.
В соответствии с законом об усилении мобилизации, который вступил в силу 18 мая, граждане Украины, состоящие на военном учете, обязаны в течение 60 дней уточнить адрес проживания, номера средств связи, адреса электронной почты и другие персональные данные: в случае пребывания на территории Украины – путем прибытия самостоятельно в ТЦК, либо в ЦНАП, либо через электронный кабинет; в случае пребывания за границей – путем уведомления на официальный электронный адрес или на официальный номер телефона, указанных на официальном сайте ТЦК по месту нахождения на военном учете, или через электронный кабинет. Время на обновление данных у состоящих на военном учете истекает 16 июля 2024 года.
Еще раньше, 16 июня, истек срок для того, чтобы стать на военный учет, у граждан Украины, снятых с военного учета в связи с выбытием за пределы Украины сроком более трех месяцев.
При этом следует учитывать, что до 5 июля 2024 года должно быть реализовано автоматическое взаимодействие между Реестром военнообязанных и Реестром Пенсионного фонда – «Оберег» будет получать данные о застрахованных работниках.
Как ранее отмечала заместитель министра обороны по цифровизации Екатерина Черногоренко, обмен данными с Пенсионным фондом очень важен, потому что Минобороны тогда будет «видеть трудовой путь или профессиональный путь военнообязанного, сможет делать мобилизацию более смарт».
Также данные о военнообязанных собираются из различных реестров, в частности, из реестра Налоговой службы.
Следовательно, государство будет видеть полную картину, кто, где и кем работает.
Соответственно, будет упрощена процедура привлечения к ответственности работодателей, работники которых не стали на учет или не обновили данные.
Напомним, что штраф для работодателей будет составлять около 60 тысяч грн.
Повестки получат все
Согласно постановлению Кабмина №560 повестка может формироваться с помощью Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов «Оберег» и подписываться руководителем районного (городского) ТЦК или его отдела путем наложения на повестку его квалифицированной электронной подписи.
Также повестки могут формироваться «по старинке» — на бумаге.
Регистрационный номер повестки фиксируется в «Обереге».
То есть процесс создания повесток фактически цифровизируется, что позволит обеспечить массовость их формирования на лиц, не исполнивших обязанности по военному учету.
Далее такие сформированные в автоматическом режиме повестки могут рассылаться по почте. Так, повестка о вызове резервиста или военнообязанного в ТЦК может быть направлена средствами почтовой связи с уведомлением о вручении в адрес его места жительства по истечении 60 дней, отведенных законодательством на уточнение своих учетных данных, в том числе адреса места жительства. В случае неуточнения в течение 60 дней резервистом или военнообязанным своего адреса места жительства повестка направляется в его адрес зарегистрированного/задекларированного места жительства.
Повестка о вызове резервиста или военнообязанного в ТЦК или его отдела посылается адресату не позднее, чем на следующий день после подписи повестки соответствующим руководителем. При этом день явки по вызову резервиста или военнообязанного определяется не ранее 14-го дня со дня отправки повестки средствами почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении.
Надлежащим подтверждением оповещения о вызове в ТЦК в случае отправки повестки по почте будут: день получения такого почтового отправления лицом, подтверждаемым информацией и/или документами от почтового оператора; день проставления в почтовом сообщении отметки об отказе получить почтовое отправление или день проставления отметки об отсутствии лица по адресу места жительства лица, уведомленного этим лицом ТЦК при уточнении своих учетных данных; день проставления в почтовом сообщении отметки об отказе получить почтовое отправление или день проставления отметки об отсутствии лица по адресу задекларированного/зарегистрированного места жительства в установленном законом порядке, если это лицо не уведомило ТЦК другой адрес места жительства.
Следовательно, в случае, если мужчина не сообщил свои актуальные данные, ему могут прислать повестку по последнему известному государству адресу проживания, и с тех пор он будет считаться должным образом уведомленным.
Какие средства и имущество могут забрать
В дальнейшем уже запускается механизм заочных штрафов и, соответственно, открытие исполнительного производства и дальше – блокирование счетов и взыскание доходов и даже имущества в принудительном порядке. Напомним, что штраф за КУоАП может составлять от 17 тысяч до 25,5 тысячи грн.
При этом ранее предусмотренный законодательством протокол ТЦК отныне уже не составляется, если лицо не явилось без уважительных причин или не уведомило причину неприбытия по вызову ТЦК, являясь должным образом уведомленным о дате, времени и месте вызова, и при наличии у ТЦК подтверждающих документов о получение лицом вызова. Очевидно, таким подтверждающим документом будет считаться почтовая отправка с проставлением соответствующей отметки. Далее ТЦК может рассмотреть дело и сразу вынести постановление о наложении штрафа. Административное взыскание по статьям 210, 210-1 КУоАП может быть наложено в течение 3 месяцев со дня его обнаружения, но не позднее одного года со дня его совершения.
Налагаться штраф может неоднократно, скажем, за каждую неявку по повестке. В соответствии с законом об исполнительном производстве, подлежат принудительному исполнению решения на основании такого исполнительного документов, как постановление органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом. То есть и постановление ТЦК является исполнительным документом. В дальнейшем уклоняющий попадет в Единый реестр должников.
Так, сведения о должнике вносятся в Единый реестр должников одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства. Банки, небанковские предоставлятели платежных услуг, эмитенты электронных денег в случае открытия или закрытия счета или электронного кошелька физическому или юридическому лицу, внесенному в Единый реестр должников, обязаны в день открытия или закрытия счета или электронного кошелька сообщить об этом указанный в Едином реестре орган государственной исполнительной службы.
Исполнитель не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления обязан принять решение о наложении ареста на имущество или на средства или электронные деньги, находящиеся на счетах или электронных кошельках должника в банках, небанковских поставщиках платежных услуг, эмитентах электронных денег.
В общем, мерами принудительного исполнения решений являются: 1) обращение взыскания на денежные средства, ценные бумаги, иное имущество (имущественные права), корпоративные права, имущественные права интеллектуальной собственности, объекты интеллектуальной, творческой деятельности, иное имущество (имущественные права) должника, в том числе если они находятся у других лиц либо принадлежат должнику от других лиц, либо должник владеет ими совместно с другими лицами; 2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и другой доход должника; 3) изъятие у должника и передача взыскателю предметов, указанных в решении; 4) запрет должнику распоряжаться и/или пользоваться имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, в том числе денежными средствами, или установление должнику обязанности пользоваться таким имуществом на условиях, определенных исполнителем; 5) другие меры принудительного характера, предусмотренные настоящим законом.
На средства и другие ценности должника, находящиеся на счетах и хранении в банках или других финансовых учреждениях, небанковских предоставлятелях платежных услуг, или на электронные деньги, хранящиеся на электронных кошельках в эмитентах электронных денег, на счетах в ценных бумагах в депозитарных учреждениях, налагается арест не позднее следующего рабочего дня после их обнаружения. Арест распространяется также на средства на счетах и электронные деньги, хранящиеся на электронных кошельках в эмитентах электронных денег, открытых после вынесения постановления о наложении ареста.
В случае отсутствия у должника средств и других ценностей, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание безотлагательно обращается также на принадлежащее должнику другое имущество, кроме имущества, на которое по закону не может быть наложено взыскание. Обращение взыскания на имущество должника не останавливает обращение взыскания на средства должника. Должник имеет право предложить виды имущества или предметы, которые необходимо реализовать в первую очередь. Очередность взыскания на денежные средства и другое имущество должника окончательно определяется исполнителем. Взыскание на имущество должника обращается в размере и объеме, необходимых для выполнения по исполнительному документу, с учетом взыскания исполнительного сбора, расходов исполнительного производства, штрафов, наложенных на должника в ходе исполнительного производства. В случае если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает 20 размеров минимальной заработной платы, обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено такое жилье, не производится. В таком случае исполнитель обязан принять меры к исполнению решения за счет другого имущества должника.
Исполнитель проводит проверку имущественного положения должника в 10-дневный срок со дня открытия исполнительного производства.
В дальнейшем такая проверка проводится исполнителем не менее одного раза в две недели — по выявлению счетов, электронных кошельков должника, не менее одного раза в 3 месяца — по выявлению недвижимого и движимого имущества должника и его имущественных прав, получения информации о доходах должника.
Об обращении взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и другие доходы должника исполнитель выносит постановление, которое направляется для выполнения предприятию, учреждению, организации, физическому лицу, физическому лицу – предпринимателю, выплачивающему должнику соответственно заработную плату, пенсию, стипендию и другие доходы. Таким образом, если уклоняющийся работает официально, то с его зарплатного счета будут взимать штрафы, пока он не исполнит свой долг.
При этом, напомним, что во время войны физические лица — должники, на средства которых наложен арест органами государственной исполнительной службы, могут совершать расходные операции с текущего счета на сумму в размере, что в течение одного календарного месяца не превышает 2 размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января, а также платить налоги, сборы без учета такого ареста, при условии, что такой текущий счет определен для осуществления расходных операций в порядке, установленном настоящим подпунктом. Обращение взыскания в пределах указанной суммы на таком счете не производится.
То есть со счета можно использовать не более 14 200 грн в месяц.
Задержание и ограничение в праве вождения авто
Кроме финансовых «санкций» уклоняющихся могут ждать и физические. Так, ТЦК в случае неисполнения при мобилизации гражданином обязанностей, предусмотренных частями первой (неявка по вызову в ТЦК, непрохождение медицинского осмотра), третьей (неуточнение данных) статьи 22 закона о мобилизации и совершение им административного правонарушения, предусмотренного статьями 210, 210-1 КУоАП, руководитель ТЦК обращается в полицию по поводу осуществления административного задержания и доставки такого гражданина в ТЦК. При этом ТЦК может обратиться в электронном виде по средствам информационного взаимодействия в Нацполицию, которая должна осуществить административное задержание и доставку. Соответствующие изменения по ускорению процесса Кабмин внес недавно.
В случае же получения письменного ответа о невозможности осуществить административное задержание и доставку гражданина в ТЦК, его руководитель в течение 5 дней со дня получения такого ответа направляет такому гражданину в бумажной форме средствами почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес его местонахождение, места проживание или пребывание требование об исполнении обязанности (обязанности) военнообязанным, резервистом. В дальнейшем невыполнение требования может стать основанием для ограничения прав управления авто.
Как суды будут рассматривать дела по искам ТЦК
После того, как суд удовлетворяет иск ТЦК и решение вступает в силу, постановление об открытии исполнительного производства по принудительному исполнению решения суда о временном ограничении гражданина Украины в праве управления транспортным средством во время мобилизации не позднее следующего рабочего дня со дня его вынесения направляется органам Национальной полиции для применение к лицу временного ограничения в праве управления транспортным средством во время мобилизации.
Впрочем, до сих пор непонятным остается механизм реализации наказания уклоняемого путем ограничения в праве вождения. Да, через суд его могут ограничить в таком праве. Но как будут выполнять такое решение – например, будет ли это происходить путем остановки водителя, отнятия у него прав или конфискации авто – этот механизм пока нормативно не выписан.
Розыск, уголовное дело
Ответственность за нарушение законодательства о военном учете предусмотрена не только Кодексом об административных правонарушениях (КУоАП), но и Уголовным кодексом. И в УК уже совсем другое наказание. Так, кроме статьи 336 Уголовного кодекса, регулирующей уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации и предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет, в УК есть также статья 337, предусматривающая отдельную уголовную ответственность за уклонение от военного учета или учебного (специального) собрания.
Уклонение призывника, военнообязанного, резервиста от военного учета после предупреждения, сделанного соответствующим руководителем ТЦК, наказывается штрафом от 5100 до 8500 грн или исправительными работами сроком до одного года.
Издание писало, как суд вынес приговор женщине-медику по статье 337 Уголовного кодекса, отдельно устанавливающей ответственность за уклонение от военного учета. При этом у Верховного Суда позиция однозначна – «уклонение от мобилизации вызывает значительный общественный резонанс, поэтому применение освобождения от отбывания наказания не будет способствовать его целям». Таким образом, Верховный Суд не является сторонником практики, когда суды на основании ст. 75 УК освобождают уклоняющихся от отбывания наказания с испытанием с испытательным сроком.
Ранее о соответствующей позиции Верховного Суда по делам №625/67/23, №183/2097/23 и многих других писала «Судебно-юридическая газета».
Кроме того, уклоняющие рискуют попасть уже не в «розыск в приложении Резерв+», а в настоящий уголовный розыск, если обретут статус подозреваемого.
Как ранее отмечал глава Национальной полиции Украины Иван Выговский, в этом случае важно понимать, в каком именно розыске находится личность. Если он находится в розыске за совершение уголовного правонарушения, то полицейский должен совершить безотлагательные действия по задержанию такого лица в соответствии с уголовным процессуальным законодательством.
Розыск лиц осуществляется исключительно в рамках уголовного производства в соответствии со статьями 281 (Розыск подозреваемого) и 335 (Остановка судебного производства) УПК. Так, согласно статье 281 УПК, если во время досудебного расследования местонахождение подозреваемого неизвестно или он уехал и/или находится на временно оккупированной территории Украины или за пределами Украины и не появляется без уважительных причин по вызову следователя, прокурора при условии его надлежащего уведомления о таком вызове, следователь, прокурор объявляет розыск такого подозреваемого.
До объявления подозреваемого в розыск следователь прокурор обязан принять меры по установлению его местонахождения. Об объявлении розыска выносится отдельное постановление, если досудебное расследование не останавливается, или указывается в постановлении о приостановлении досудебного расследования, если такое решение принимается, сведения о которых вносятся в Единый реестр досудебных расследований.
Напомним, что подозреваемо лицо, которому в порядке, предусмотренном статьями 276-279 УПК, уведомлено о подозрении, лицо, задержанное по подозрению в совершении уголовного правонарушения, или лицо, в отношении которого составлено сообщение о подозрении, однако он не вручен ему в результате неустановления. местонахождение лица, однако приняты меры по вручению способом, предусмотренным настоящим Кодексом для вручения сообщений.
Как сообщалось, Минобороны Украины выступило против увеличения срока обновления военно-учетных данных.