ГолосUA
21:35 25/07/2024

С 2027 года ученики украинских школ и студенты смогут выбирать профиль обучения: что изменится

Кабмин Украины утвердил Государственный стандарт профильного среднего образования. Стандарт будут применять в академических лицеях (10–12 классы), заведениях профессионального (профессионально-технического), а также профессионального предвысшего и специализированного образования (относительно получения полного общего среднего образования).

Как сообщили в Министерстве образования и науки (МОН), этот стандарт предусматривает возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию: учиться по академическому или профессиональному направлению. Учащиеся школ и студенты смогут выбирать профиль обучения, который будет предлагать учебные предметы / интегрированные курсы для углубленного или профессионально ориентированного изучения, а также предметы / интегрированные курсы вне профиля.

Учатся по новому стандарту начнут с 1 сентября 2027 года (первая параллель/первый поток Новой украинской школы). До этого времени будет проходить подготовка к реформе: утверждение типовой образовательной программы и модельных учебных программ различных интегрированных курсов и учебных предметов, пилотирование, изменение сети учебных заведений, в том числе создание лицеев и т.д. Уже с 2025 года начнется пилотирование эталона. В МОН рассказали об основном, что внедрит стандарт в украинское образование: Выбор профиля обучения, например: математический, STEM, IT, языково-литературный и т.д. Часы для изучения учебных предметов/интегрированных курсов по выбору. Количество этих часов растет с каждым годом обучения. Интегрированные курсы / учебные предметы по выбранному профилю: 10 класс — 280, 11 класс — 315, 12 класс — 420. Интегрированные курсы / учебные предметы вне выбранного профиля: 10 класс — 140, 11 класс — 315, 12 класс — 420.

Обязательны для всех интегрированные курсы / учебные предметы: 10 класс – 840, 11 класс – 630, 12 класс – 420.

Количество часов на обязательные учебные предметы и интегрированные курсы наибольшее в 10 классе. Этот год является адаптационным. Его цель – определиться с выбранным профилем, возможно, по-новому взглянуть на разные предметы.

Следовательно, после 10 класса учащиеся академических лицеев, если нужно, смогут изменить профиль обучения без каких-либо образовательных потерь, связанных с углублением в определенный профиль. Ведь разница между профилями в этот адаптационный год будет минимальной.

Количество часов для обязательных учебных предметов и интегрированных курсов по выбранному профилю пропорционально возрастает от 10 до 12 года обучения. В случае необходимости учебное заведение может усилить в эти часы предметы или курсы, обязательные для всех профилей.

Часы на выборочные или предметы охватывают как профильные, так и внепрофильные предметы и курсы. Это поможет учебным заведениям полностью реализовать свою академическую свободу, а соискателям образования — развиваться многогранно. Например: Илья учится на языково-литературном профиле в академическом лицее и обрадовался возможности выбрать углубленные курсы. В то же время он очень разносторонняя личность, поэтому интересны и некоторые математические и естественные курсы. Часы для выбора вне профиля позволили реализовать желание. Каждый семестр у парня будет по 4 курса / предмета в пределах профиля. Это разнообразные языково-литературные курсы, такие как эссеистика, литература определенных периодов, деловой английский язык и т.д.

Также каждый семестр в Илье будет по 4 курса/предметы вне профиля. Он сможет выбрать естественные дисциплины, изучать искусство или спецкурсы ИТ — в зависимости от того, какие дополнительные предметы и курсы будет предлагать учебное заведение. Часы для предметов и курсов по выбору можно перераспределить на обязательные учебные предметы или курсы по выбранному профилю, но нельзя добавить к общеобязательным курсам или предметам. Именно такая динамика позволит каждому и каждой изучать именно то, что предусмотрено его индивидуальной образовательной траекторией.

В тексте стандарта использован термин «класс/группа», учитывая, что классно-урочная система — одна из возможных форм организации образовательного процесса. Следовательно, стандарт позволяет формировать переменные группы для изучения отдельных образовательных компонентов (учебных предметов, интегрированных курсов, модулей и т.п.). То есть, уже упомянутый Илья сможет изучать разные предметы и курсы в разных группах — это будет зависеть от индивидуального выбора каждого ученика.

Требования к результатам обучения сформированы в завершение 12-го года обучения. Зафиксированы основные и углубленные ориентиры оценки. Основных должны достичь все соискатели образования, а углубленных — те, для кого соответствующая отрасль или несколько отраслей профилеобразующие.

Важно: углубленных ориентиров для оценки можно достичь полностью или частично. Это зависит от содержания образовательной программы, которую создаст учебное заведение при формировании профилей. В базовом учебном плане распределение часов представлено для заведений общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального и специализированного образования. Варианты распределения часов зависят от того, по какому направлению (академическому или профессиональному) учебное заведение будет реализовать этот Государственный стандарт. Отдельные варианты базового учебного плана предложены для классов (групп) с обучением на языке коренного народа или национального меньшинства. Для учреждений профессионального высшего образования и учреждений специализированного образования распределение учебной нагрузки (для классов/групп академического толка) приведено в кредитах ЕКТС.

Напомним, в мае 2024 года Рада вернула в украинские школы начальную военную подготовку для всех учащихся. Президент подписал этот закон.

Читайте также по теме