С осени 2024 года налоговая служба Украины сможет получать доступ к информации о счетах украинских граждан и компаний в зарубежных банках. А также будет выдавать своим зарубежным коллегам аналогичные данные о резидентах других государств, к которым с недавних пор можно отнести многих беженцев, имеющих статус временной защиты в Европе, пишут СМИ.
То есть воплотится в реальность страшилка, которой украинских беженцев пугают уже больше года, — с тех пор, как был окончательно решен вопрос о присоединении Украины к международной системе автоматического обмена информацией, которая объединяет 115 стран, в том числе все государства ЕС.
«Украинские беженцы рискуют оказаться между двух огней. С одной стороны, наши фискалы получат доступ к информации об их доходах в Европе и смогут начислять на них налоги. С другой, европейским налоговикам станут доступны данные о заработках и активах наших беженцев в Украине, что чревато серьезными последствиями. То есть если, например, беженец сидит на пособии в Германии, но продолжает работать на украинскую компанию на удаленке и получает зарплату, его могут не только заставить вернуть социальную помощь и лишить оплаченного жилья, но и пустить по уголовной статье, расценив сокрытие доходов как мошенничество», — говорит глава Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.
Правда, в закон была внесена одна лазейка — если на момент обмена налоговыми данными на счету гражданина Украины в иностранном банке баланс не превышает 250 тысяч долларов, то дополнительными налогами эта сумма не облагается. Однако от декларирования это все равно не освобождает.
Разбирались, что изменит обмен налоговой информацией и как украинцам к нему подготовиться.
Большой налоговый обмен данными />
Еще в марте 2023 года Верховная Рада приняла в целом законопроект №8131, которым внедряется автоматический обмен налоговой информацией между Украиной и странами — членами глобального соглашения CRS.
В законе прописаны этапы присоединения нашей страны к системе обмена информацией. Так, сбор налоговых данных должен был начаться с 1 июля 2023 года, а первый обмен — с осени 2024 года.
Украинские налоговики четко соблюдают этот график. В конце июня Минфин сообщил, что Государственная налоговая служба (ГНС) получила подтверждение глобального форума Организации экономического сотрудничества (ОЕСР) о готовности украинской налоговой системы к обмену.
А нардеп и экс-глава парламентского комитета по вопросам финансов и налоговой политики Нина Южанина заявила, что первый обмен налоговой информацией о финансовых счетах в соответствии с общим стандартом отчетности CRS состоится осенью 2024 года. Точной даты она не назвала.
Какой информацией будут обмениваться налоговые органы?
В законе прописано, что обмениваться можно данными о финансовых счетах иностранцев в Украине и, соответственно, украинцев за рубежом. Местные фискальные органы должны будут передавать такую информацию в страну налогового резидентства владельцев счетов.
Речь идет о следующих данных:
имя и фамилия владельца банковского счета;
дата рождения и место регистрации;
налоговый номер;
номер счета;
наименование финансового учреждения, в котором открыт счет;
остаток средств на счете на конец отчетного года или стоимость активов.
Однако набор данных для обмена будет зависеть от суммы на счету.
Если баланс не превышает миллиона долларов (или эквивалент в местной валюте), то такой счет считается счетом низкой стоимости. По нему будет передаваться информация о месте проживания владельца для определения резидентства и персональных данных.
Если на счету больше миллиона долларов, дополнительно будут обмениваться данными о движении средств на счете, наличии доверенностей на управление им и прочее.
В рамках первого обмена Украина должна передать информацию за период с 1 июля по 31 декабря 2023 года, и получит аналогичные данные от зарубежных коллег. То есть речь идет о периоде с момента начала сбора налоговых данных и до конца отчетного периода.
В дальнейшем обмены будут включать данные за предыдущий год. То есть в 2025 году налоговики отчитаются о состоянии счетов нерезидентов за 2024 год и т.д.
Отметим, что обмениваться будут информацией именно о нерезидентах. Поэтому налоговый статус в этом вопросе очень важен. Но вернемся к этому нюансу позже.
Что касается схемы обмена, то ее механизм следующий: сначала банки должны отчитаться о счетах своих клиентов в местную налоговую службу. Та внесет информацию в базу автоматического обмена, что сделает ее доступной для всех стран — участниц соглашения CRS, пояснил налоговый консультант Богдан Янкив.
Чей вы резидент?
Вернемся к вопросу налогового резиденства.
Стандарты CRS предусматривают, что обмен налоговой информацией касается только нерезидентов тех стран, которые выдают данные. То есть Украина должна сообщать другим государствам о финансовых счетах их резидентов в украинских банках. И, соответственно, не обязана предоставлять такую информацию о своих резидентах.
Значит, не будь войны, такой обмен вообще не коснулся бы большинства наших граждан.
Но сейчас ситуация другая. Миллионы украинцев выехали за границу и получили там статус временной защиты, который дает в том числе право на работу.
«Фактически, если человек живет в той или иной стране больше 183 дней в году плюс имеет там работу или другие источники дохода, его уже можно считать налоговым резидентом этой страны. То есть фактически такой статус можно присвоить большинству наших беженцев в Европе», — говорит глава адвокатского объединения «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Статус налогового резидента другой страны означает, что Украина будет обязана выдавать данные о финансовых счетах в украинских банках такого человека.
Но в вопросе присвоения резидентства есть много нюансов.
«Например, если человек живет более 183 дней в год в одной стране, но имеет центр жизненных интересов в другой, то он может быть признанным резидентом последней», — отметил Кравец.
Под центром жизненных интересов подразумевается наличие жилья, родственники и др.
С учетом обстоятельств, которые сделали миллионы украинцев вынужденными мигрантами, вопрос резидентства становится еще более спорным, ведь люди бежали от войны.
Поэтому наши беженцы в Европе, хотя и живут там постоянно уже больше двух лет, все равно имеют право оставаться в налоговом резиденстве Украины. И в этом случае уже налоговики европейских стран будут обязаны делиться с украинскими фискальными органами информацией о счетах наших граждан.
Руководитель практики налогового права юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Иван Марынюк советует гражданам определиться со своим резиденством, в частности, уточнить, есть ли у налоговых органов основания считать вас резидентом Украины.
Можно самому выбрать резидентство какой-либо страны (если вы, конечно, имеете на него право). Для этого нужно обратиться в местную налоговую службу. В этом случае вы хотя бы точно будете знать, какая из стран станет вас усиленно проверять.
Опасения украинских беженцев
Украинские беженцы уже давно сидят на пороховой бочке, опасаясь обмена налоговой информацией.
В среде беженцев муссируются разные страшилки. Одна из них о том, что украинские налоговики станут насчитывать беженцам налоги на пособия, полученные за границей. Другая — что налоговики тех стран, в которых люди нашли временное убежище, заинтересуются их доходами в Украине. Мол, если кто-то работает на удаленке на украинскую компанию или, скажем, сдает в Украине квартиру, то на эти суммы могут насчитать налоги в стране пребывания.
Насколько такие опасения обоснованы?
Иван Марынюк говорит, что, если налоговики по месту резидентства плательщика в ходе обмена информацией выявят несоответствие с данными налоговых реестров по источникам происхождения доходов и уплаченных налогов, то таким лицам могут направить запросы с требованием пояснить такие расхождения.
Этот алгоритм станут применять и украинские, и иностранные налоговики.
Если не последует ответа на запрос или он не удовлетворит фискалов, то вам могут доначислить налоги плюс выписать штрафы за их несвоевременную уплату, говорит Маринюк.
Так, если вас признают налоговым резидентом Украины, то могут насчитать 18% НДФЛ, 1,5% военного сбора и 25% штрафа на выявленные за границей доходы, уточняет Маринюк.
То есть, речь идет о доначислении в общей сложности почти 45% от суммы доходов.
«Но непонятно, что может быть признано такими доходами. Если зарплаты наших беженцев по месту работы в Европе, то с них уже оплачиваются налоги в стране пребывания. А так как Украина имеет соглашения с большинством европейских стран об избежании двойного налогообложения, то никаких доначислений уже не будет. Остается разве что социальная помощь, которая по месту получения, в Европе, не облагается никакими налогами. И вместе с тем ее можно считать доходом. Но тут вопрос политический: решится ли Украина потребовать налоги с пособий, которые выплачивают ее гражданам другие страны за счет своих налогоплательщиков», — говорит Кравец.
Василий Воскобойник отмечает, что украинские власти сейчас любыми путями пытаются расширить базу для налогообложения, поэтому ожидать можно всего.
«Да, наши люди получают в той же Германии по 500 евро помощи в месяц. И Украина не имеет к этим деньгам никакого отношения. Но кто об этом будет думать, если бюджет пуст?» — говорит Воскобойник.
При этом на время военного положения счета украинцев за границей, на балансе которых меньше 250 тысяч долларов, не считаются налоговой информацией и не могут быть использованы для доначисления налогов.
«По поводу этого пункта в свое время шли споры. Было мнение, что таким образом депутаты хотят защитить сами себя, убрав ответственность за счета в иностранных банках. Но в итоге его все же оставили. В законе указано, что если на момент обмена налоговыми данными на счету гражданина Украины в иностранном банке баланс не превышает 250 тысяч долларов, дополнительными налогами эта сумма не облагается. Формально эта «льгота» касается всех украинцев, в том числе, наших беженцев в Европе. В то же время это не освобождает от обязанности декларировать доходы, в том числе, полученные за границей», — пояснил Ростислав Кравец
Отметим, что в прошлом году уже поднимался вопрос подачи деклараций о доходах нашими беженцами в ГНС, которые получают пособия. Но в последний момент налоговая служба дала задний ход и заявила, что для получателей беженцев никаких деклараций подавать не нужно. Впрочем, тогда были разъяснения ГНС о текущей ситуации. Как сложатся обстоятельства в этом году, непонятно.
Поэтому Иван Марынюк советует все же проверить уже задекларированные доходы и в случае необходимости подать корректирующие декларации, чтобы избежать штрафных санкций.
Есть ли риски, что доначислять налоги и выписывать штрафы украинцам за их доходы в Украине будут европейские фискалы?
По словам Василия Воскобойника, если наш беженец получает пособие, помощь на ребенка, компенсации за проживание и другие социальные льготы за границей, но при этом параллельно зарабатывает на стороне (например, работает на украинского работодателя на удаленке), то он должен сообщить о таких дополнительных доходах в местную социальную службу.
Если же вы этого не сделали, то это могут расценить как сокрытие доходов и даже мошенничество с целью незаконно получать социальную помощь.
«Поэтому могут заставить вернуть неправомерно полученную социальную помощь: пособие, помощь на ребенка, средства за оплату жилья и коммуналки. И это в лучшем случае. В худшем добавят еще и штрафы, которые могут достигать нескольких тысяч евро, а то и уголовную статью за мошенничество», — отметил Воскобойник.
Беженцы говорят, что многое зависит от страны пребывания.
Скажем, Ольга, которая живет в пригороде Флоренции в Италии и работает на местной швейной фабрике, говорит, что никаких налоговых обменов не боится.
«Я получаю 1100 евро зарплаты, с нее снимают налоги в Италии, с которой Украина имеет соглашение об избежании двойного налогообложения», — отмечает Ольга.
В то же время Татьяна, проживающая с начала войны в Лейпциге (Германия), говорит, что переживает относительно ситуации.
«В Германии я нигде не работаю, получаю пособие. Но время от времени подрабатываю на украинских заказчиков: даю бухгалтерские консультации. В анкете, которую заполняла в джоб-центре, об этом ничего не написала. Заказчики бросают мне оплату на украинскую банковскую карточку. Суммы небольшие, но в целом за месяц набегает до 400-500 евро. Теперь вот жду, кто насчитает мне налоги и штрафы первым: Украина или Германия», — рассказала Татьяна.
Она также привела пример одной из своих знакомых, которая работала на удаленке на украинскую фирму, пока об этом каким-то образом не стало известно немецкому куратору из джоб-центра.
«Он заставил написать отказ от получения материальной помощи в связи с наличием работы и дохода», — отмечает Татьяна.
Поэтому женщина опасается, что с началом обмена налоговой информацией подобные случаи станут массовыми.
Впрочем, как говорит Кравец, проверки миллионов беженцев потребуют от европейцев дополнительного администрирования. А учитывая, что дополнительные «левые» доходы наших граждан не такие уж большие по европейским меркам, их вообще могут не заметить. Понятно, что речь не идет о крупных суммах — за них придется ответить, подытожил Кравец.
Добавим, ВРУ 21 марта приняла во втором чтении законопроект № 8131, которым вводятся европейские стандарты налоговой отчетности и в разы поднимающий прозрачность налогоплательщика перед государством, — так называемый стандарт CRS.