14 августа у православных христиан один из самых важных праздников — Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста.
В церквях также поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру.
В народе праздник имеет множество названий: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, Спасовка, Маковей, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник.
В Медовый Cпас впервые можно попробовать освященный мед. Традиционная еда в этот день — печеные коржи с маком и медом.
Название Спас на воде — это своего рода напоминание о крещении Руси, которое, по преданию, произошло 1 августа 988 года (по старому стилю), поэтому в этот день принято освящать воду, новые колодцы и даже целые озера
На первый Спас в церквах выносят для поклонения верующих Крест. Обычай этот был установлен в Константинополе еще в IX веке. Поскольку в августе горожане болели больше, чем обычно, решено было ежегодно приносить в храм Святой Софии Крест, на котором был распят Спаситель. Крест хранился в домовой церкви византийских императоров. Затем эту святыню две недели носили по городу, чтобы люди могли к ней прикоснуться и получить исцеление. А 14 августа Животворящее Древо Креста возвращали в царские палаты.
В Украине издревле сложились свои особые традиции празднования первого Спаса, отмечают этнографы.
Утром в этот день девчата, готовясь к торжественной службе, делали «маковiйчики» — пышные букеты из чернобривцев, георгин, астр, барвинка, мяты, чабреца, полыни и обязательно головок мака. В серединку ставили восковую свечу, оплетенную веночком из пшеничных колосьев.
На Полесье к букету из трав и цветов привязывали еще и морковку, початки кукурузы, горох, фасоль и укроп. В центральной части Украины считали, что, если не освятить на Маковея цветы, «не буде квiтнути господарство». На Подолье букет был больше похож на сноп из колосьев, трав и овощей.
Перед выходом в церковь хозяева, занимавшиеся пчеловодством, готовили для освящения мед. Соты нарезали большими кусками, складывали в новые глиняные миски и накрывали рушничком.
Традиционная обрядовая еда в этот день — печеные коржи с маком и медом – шулики, (шуляки, ламанці). Для этого использовали пресное тесто, без соды: «Із води та муки пече баба шулики». Тесто тщательным образом замешивали, делили на куски, потом снова мешали и раскатывали коржи по 0,5 см. после этого делали ножом ромбовидные надрезы (чтобы готовый корж легко ломался, отсюда и название – «ламанці») и выпекали в печке. В макитре растирали мак до появления молока, смешивали его с медом и с этой смесью подавали готовое блюд к столу.
В старину люди верили, что на медово-маковый Спас вода приобретает чудодейственную силу.
Хозяева подворья ставили около колодца два стола, на один клали хлеб, соль и зажигали свечу — дары людям. На другой выставляли кувшин с освященной водой и миску с «коливом», сваренным из пшеницы нового урожая. Это обрядовое блюдо готовили для добрых духов и душ усопших предков. После этого крестным ходом люди шли к рекам, озерам, прудам, где также совершали молебны.
В освященной воде принято было купаться, чтобы уберечься от лихорадки и сглаза. Хозяева мыли лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку. Верили, что целебная в этот день вода защитит животных от болезней.
На медовый Спас магическими становились и растения. Считалось, что если к ним обратиться с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек неискушенный, с чистой душой — ребенок или девица. Поэтому в этот день для детей мамы плели особые веночки из чабреца, льна, календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который мать заговаривала: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого з нас голова не боліла».
Первый Спас считается детским и девичьим праздником, молодежь в этот день старается не работать. С Маковея начинается Успенский пост, который будет длиться до 28 августа. Именно на Маковея начинают улетать в теплые края перелетные птицы. По народным поверьям, в этот день заканчивается лето.