В парламентской газете "Голос Украины" сегодня, 7 мая 2015 года, опубликован закон №329-VIII "О рынке природного газа".
Об этом сообщают СМИ.
Закон вступает в силу со дня опубликования, но начинает применяться с 1 октября 2015 года (кроме некоторых положений, которые начинают действовать позже).
С этого же дня прекращается действие закона Украины "Об основах функционирования рынка природного газа".
Напомним, Верховная Рада приняла соответствующий закон 9 апреля 290 голосами. Президент Украины Петр Порошенко подписал закон 30 апреля.
Указанным законом предусматривается распределение функции снабжения и транспортировки газа.
Закон также предусматривает отмену любых ограничений на доступ к газотранспортным системам и газохранилищам Украины для компаний, созданных в соответствии с законодательством другого государства-участника энергетического сообщества.
Этим же законом депутаты вывели из-под контроля приватных владельцев газораспределительные системы, определив, что газораспределительные системы, владельцем которых является государство, не могут находиться в пользовании оператора газораспределительной системы по праву хозяйственного ведения, кроме случаев принадлежности такого оператора к государственному сектору экономики.
Согласно принятому закону потребитель природного газа имеет право на свободный выбор поставщика, бесплатную смену поставщика. Потребитель обязан не допускать несанкционированного отбора природного газа.
Кроме того, законопроект вводит в Украине понятие поставщик "последней надежды". Предполагается, что поставщик "последней надежды" определяется Кабинетом министров сроком на три года.
Закон также описывает правила защиты потребителей, которые не имеют возможности платить по действующим тарифам на газ.
Предполагается, что Кабмин устанавливает критерии для отнесения потребителей к категории уязвимых и оставляет возможность получения субсидий.
Кроме этого законопроект оставляет за государством контроль над оператором газотранспортной системы. Отмечается, что государство владеет не менее 51% акций такого оператора. Владеть акциями оператора газотранспортной системы также могут компании из ЕС и США, которые имеют не менее чем пятилетний опыт управления газотранспортной системой.