Сегодня ГолосUA расскажет, что на самом деле значат надписи на косметике.
Косметические бренды используют массу терминов вроде «клинически протестировано», «без ароматизаторов», «без консервантов». Такие надписи ничего не говорят покупателям и не помогают ориентироваться в море косметических средств. Их это только запутывает.
Надпись «Натуральный». Четких правил натуральности и ненатуральности крема нет. Критериев натуральности просто не существует. Производитель может назвать натуральным любой крем. Вопреки распространенному стереотипу, происхождение косметики не гарантирует эффективность и безопасность. Скорее, наоборот: натуральная косметика более аллергена и чаще раздражает кожу.
Надпись «Органический». Обычно этот термин означает, что у бренда есть сертификат организаций, оценивающих степень органичности косметики. В целом это означает, что от 90 до 100 % ингредиентов в средстве отвечают требованиям, которые устанавливает каждая организация отдельно. Как правило, требования касаются экологических условий, в которых выращивают сырье, и составов средств. Само производство сырья не должно вредить природе.
Надпись «Веганский (Vegan)». Это косметика, в которой не используют вещества животного происхождения, даже те, при сборе которых животные не страдают (пчелиный воск, ланолин и так далее). Она не тестируется на животных. Надо отметить, что сейчас мало какая косметика тестируется на животных. В Европе тестирование на животных запрещено. В производстве косметики не должно быть жестокого обращения с животными.
Надпись «Не тестируется на животных (cruelty free)». От значка Vegan значок «cruelty free» отличается тем, что в некоторых случаях в косметике могут содержаться вещества животного происхождения (например, пчелиный воск). Если на банке нет значка cruelty free, это не значит, что косметика обязательно тестируется на животных. Чтобы получить такой значок, нужно заплатить организации, которая значки «раздает», это может себе позволить далеко не каждая компания. Значок есть не у тех компаний, которые не тестируют, а у тех, которые не тестируют и заплатили за него.
Надпись «Одобрено или протестировано дерматологами». Эта надпись может означать, что средство протестировано и одобрено только одним дерматологом. Речь идет про американский и европейский рынок. Проблема с «одобрением дерматологами» в том, что у разных дерматологов разные методы оценки эффективности и безопасности косметики. Попросту говоря, сейчас нет четких критериев, по которым можно написать эту фразу на упаковке. Другая история с одобрением медицинскими организациями. На некоторых брендах есть надпись, что это средство, к примеру, одобрено Национальной ассоциацией по борьбе с экземой. Можно зайти на сайт ассоциации и узнать, на какие критерии они ориентируются. Конечно, как и с категорией cruelty free, одобрение в виде значка стоит денег, и далеко не все бренды могут себе его позволить.
Надпись «Клинически протестировано». Это значит, что готовый продукт проверяли на людях. Такие тесты бывают потребительские и клинические. В первом случае людям выдают средство, и в конце исследования они делятся впечатлениями. При этом может не учитываться возраст и состояние кожи тестирующих. Результаты таких исследований редко несут практическую пользу. Идеальное исследование — это двойное слепое тестирование с плацебо. В нем людей делят на две группы, и одним дают определенный крем с активными ингредиентами, а другим — без. И никто, даже исследователи, не знают, кому что попалось. В конце сравнивают результаты и делают вывод, действительно ли средство работает. Такое тестирование, к сожалению, проводят редко, потому что оно дорогое и трудоемкое. Чаще просто выдают крем и регистрируют изменение показателей увлажненности, выраженности морщин и так далее.
Надпись «Гипоаллергенный». Названное так средство не должно вызывать аллергию и раздражение. К сожалению, это нерегулируемый термин, то есть, нет четких критериев, по которым можно назвать средство гипоаллергенным. Обычно в косметику с таким лейблом не добавляют самые распространенные аллергены, в Европе таких 26. Но кроме этих 26 ингредиентов есть сотни и тысячи таких, которые реже, но все же вызывают реакции. В этом году в журнале Американской медицинской ассоциации вышла статья, что в 83 % популярных кремов с лейблом «гипоаллергенный» содержится хотя бы один известный потенциальный аллерген (это значит, что зафиксированы случаи, когда вещество вызвало аллергию). Если ваша кожа склонна к реакциям и раздражениям, лучше все-таки выбирать косметику с этим лейблом. Но надо помнить, что абсолютно неаллергенных веществ не существует.