ГолосUA
09:56 11/05/2011

Счетная палата поставила под сомнение целесообразность существования Государственного геммологического центра

Созданный в 1993 году Государственный геммологический центр должен осуществлять экспертизу и контроль качества сырья и изделий драгоценных (полудрагоценных) камней, однако контролем, как установили аудиторы Счетной палаты, центр не занимался. /> Об этом говорится в заявлении Счетной палаты, которое обнародовала пресс-служба учреждения.
Деятельность центра была направлена ​​преимущественно на операции по предоставлению экспертных услуг (исключительно на платной основе), в том числе государственным органам, учреждениям и предприятиям, говорится в заявлении.
Но центр не был переведен, как это предполагалось при его создании, на хозяйственный расчет. На его функционирование выделяются немалые средства общего фонда государственного бюджета. Их объем за последние три года составил 5,8 млн. грн, тогда как за это же время от фактически коммерческой деятельности центр получил доходов в 4,5 раза больше (26,5 млн. гривен).
Аудитом установлено, что центр потратил более 25 млн. грн. неэффективно, неэкономно и незаконно. Противоправные и экономически необоснованные решения его руководство принимало при отсутствии контроля со стороны Министерства финансов Украины, которому учреждение подчиняется. Нарушением способствовала неполная, противоречивая и такая, что в отдельных случаях не соответствует действующему законодательству, нормативно-правовая база деятельности центра.
При этом руководство центра пренебрегало требованиями действующего законодательства и нормативно-правовых актов по осуществлению образовательной и научной деятельности, обоснованности стоимости услуг по экспертной деятельности.
Стоимость услуг центр определял без соответствующего экономического расчета валовых расходов и без утверждения Минфином. Почти 76 проц. необоснованно полученных доходов поступило от экспертизы недрагоценных камней и сырья (щебня, песка и т.п.), которые в задачи центра законодательством не отнесены. При этом остатки полученных, но не использованных в течение трех последних лет личные доходы центра выросли на 3,5 млн. грн, или в девять раз.
Безосновательно начислялись и выплачивались премии работникам учреждения, на что дополнительно направлено бюджетные средства в сумме более 7,5 млн. гривен. Несмотря на то что почти три четверти доходов от деятельности центра обеспечили внештатные аккредитованные эксперты, за счет полученных поступлений специального фонда премировались штатные работники, за выполнение своих непосредственных обязанностей в это же время получали основные виды заработной платы и премии за счет общего фонда госбюджета. Таким образом, работников премировано в объемах, почти втрое превышающих объем фонда оплаты труда за средствами общего фонда.
Не имея лицензии МОН на подготовку и повышение квалификации экспертов-геммологов для предприятий, учреждений и организаций Украины (срок действия предыдущей лицензии завершился в 2008 году), в 2009-2010 годах центр занимался переподготовкой специалистов-геммологов и от этой деятельности безосновательно получил более 1, 2 млн. грн. доходов, говорится в отчете Счетной палаты.
В течение 2008 года и I квартала 2009 года центр осуществлял научную и научно-техническую экспертную деятельность без соответствующей государственной аттестации и без внесения ее в Государственный реестр научных учреждений, вследствие чего в нарушение законодательства израсходовано 9,9 млн. гривен.
Центр игнорировал государственную регистрацию и учет результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Из 30 таких работ результаты 29, на которые потрачено 20,8 млн. грн, согласно бухгалтерскому учету учреждения не приходовались и в Министерство финансов не передавались. Не применены они и на практике, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
О беспорядке и халатности, царивших в центре, свидетельствует и то, что в нем длительное время сохраняется 1914 единиц необработанных алмазов, происхождение которых и принадлежность центра вообще документально не подтверждены, и — с 1996-1997 годов — 331 единица ювелирных вставок, которые должны храниться в Государственном хранилище драгоценных металлов и драгоценных камней Украины. Лишь аудит заставил руководство центра поднять перед Минфином вопрос о «забытых» драгоценности на общую сумму свыше 100 тыс. гривен.
Кроме того, аудитом установлены нарушения центром требований законодательства в сфере государственных закупок на сумму 0,6 млн грн, потери доходов в сумме 0,1 млн. грн, незаконные расходы бюджетных средств на премирование работников учреждения в сумме 0,5 млн. грн, занижение по учету стоимости нематериальных активов на сумму 0,3 млн. гривен.
"Деятельность центра — один из примеров, когда на первом плане стоит вопрос не столько эффективности и законности использования бюджетных средств, сколько целесообразности вообще бюджетного финансирования такой структуры. Деньги, и немалые, выделяются и используются, но совершенно не в нужном направлении. Поэтому целесообразно ли существование такого центра?", — Отметил на Коллегии Председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.

Читайте также по теме