Сегодня, 25 мая, во многих странах мира отмечаютМеждународный День пропавших детей (International Missing Children’s Day).
Эта дата ведет свою историю из США, а символом Дня является изображение синей незабудки. В этот день в 1979 году по дороге домой пропал американский шестилетний школьник Эвиан Пейтс, его искали всем миром, дело получило широкий резонанс, но поиски не увенчались успехом.
Спустя 4 года после этого события президент США Рональд Рейган объявил 25 мая Национальным днем пропавших детей, а еще через год, в 1984-м, был основан Национальный центр поиска пропавших и эксплуатируемых детей (National Center for Missing and Exploited Children, NCMEC).
Вскоре данную инициативу поддержали и в ряде европейских стран, и в 1997 году был создан Международный центр поиска пропавших и эксплуатируемых детей (ICMEC). Именно по его инициативе в 2010 году и был учрежден Международный День пропавших детей и установлена его дата – 25 мая.
Пропавший ребенок – это ЧП мирового масштаба, а для родителей нет ничего ужаснее данного факта. И учреждение этого Дня стало попыткой привлечь внимание мировой общественности к проблеме пропажи несовершеннолетних, к проблеме защищенности детей от похищений, трудных жизненных ситуаций и противоправной эксплуатации.
Только по официальной статистике, пропавших детей на планете миллионы, и с каждым годом их становится больше. По данным международных правозащитных организаций, в среднем в Европе ежегодно исчезает более 70 тыс. несовершеннолетних, в США – около 800 тыс. Причем, данные цифры – это официальные данные, неофициальные гораздо выше.
Как показывает практика, многие из пропавших детей сами убегают от родителей или из детдома. Причины тому разные – ссоры со старшими, непонимание или агрессия в семье, желание «посмотреть мир»… Но нередки и случаи похищения детей с целью их продажи или сексуальной эксплуатации, и статистика таких похищений, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Причем часто пропажа «случается» из-за невнимательности и халатности родителей, которые оставляют своих чад без присмотра или не объясняют им правила общения с незнакомыми людьми. В итоге ребенок становится легкой добычей преступника.
Первая в мире система экстренного оповещения о пропаже ребенка была создана также в США, в 1996 году, и получила название «Amber Alert», где Амбер – имя 9-летней девочки, трагически погибшей в штате Техас. Alert в переводе с английского – тревога. Система молниеносно подключает к поиску общественность через СМИ, электронные табло на дорогах и в аэропортах, через электронную почту и смартфоны, обеспечивает максимально широкий поиск: она поднимает волонтеров и армию, береговую охрану и ФБР, СМИ и психологов.
Только в США за время своего существования эта система помогла найти и вернуть в семьи более 500 детей. С 2002 года данный опыт стали перенимать и другие страны.
В большинстве государств при правоохранительных органах и структурах существуют спецподразделения для розыска пропавших и похищенных детей. К тому же по всему миру десятки волонтеров и общественных организаций ведут их поиски. В данном процессе используются все методы – от расклеивания листовок до прочесывания местности. А одним из оперативных средств последних лет, для распространения информации о пропавшем ребенке, стал Интернет, где на сегодняшний день существуют сотни баз данных на пропавших несовершеннолетних, и всемирная паутина позволяет оперативно реагировать на происходящие события.
Среди распространенных методов по поиску детей – это размещение фотографий пропавших в СМИ, на рекламных щитах, на упаковках товаров первой необходимости – например, на пакетах молока. В США при розыске детей также используются технологии распознавания личности по радужной оболочке глаз. В странах Европы действует горячая линия, куда могут обратиться родители, родственники и очевидцы. Главный принцип – не сдаваться и не прекращать поиск.
В сам же День пропавших детей по всему миру традиционно проходят различные просветительские акции и мероприятия («круглые столы», экспертные совещания, конференции, конкурсы и выставки и т.д.), на радио и телевидении выходят тематические передачи. В крупных торговых центрах американских и европейских городов размещаются информационные стенды с изображением синей незабудки, родителям раздают брошюры, детям рассказывают о том, как вести себя с незнакомыми людьми.