Сегодня, 5 апреля, православные верующие чтут память преподобномученика Никона Сицилийского и 199 его учеников
Неаполитанец Никон, достойный сын своего язычника-отца, в юности при выборе жизненного пути не обременял себя духовными исканиями: живя в "эпоху солдатских императоров", он избрал самую востребованную в те времена в постоянно воевавшей империи профессию — стал воином.
Но, видно, не зря говорят, что на войне атеистов нет. Вот и Никон, попав как-то со своим отрядом в окружение, в минуту смертельной опасности вспомнил, чему учила его мать-христианка, и дал обет, если спасется — креститься.
Он выжил, но исполнить обещанное Богу оказалось не так просто — общину, в которой можно было пройти обязательную в те времена подготовку к крещению, нужно было еще поискать. Эти поиски привели Никона сначала на остров Хиос, а потом во Фракию, где в горах жили христиане-отшельники под духовным руководством епископа Феодосия.
И хотя монашество в нашем понимании этого слова появилось только в IV веке, христиане, жившие, по сути, как монахи, появились с самого зарождения христианства.
Приняв крещение, Никон три года прожил во фракийских горах. Перед смертью епископ Феодосий поручил ему заботу об общине и благословил переселиться вместе с братией на Сицилию, подальше от приближавшихся варваров. Путь их лежал через Неаполь, где Никон застал еще живой свою мать, провел с ней последние ее дни. Там к 190 братиям его общины присоединились 9 его бывших соратников.
Добравшись до Сицилии, "они пришли к реке Асинос, около которой нашли большую ветхую каменную баню, стоящую на пустынном месте, называемом Гигиа, где и поселились. Место это было очень красиво и уединенно, а земля оказалась удобною для возделывания. Насадив виноградники и плодоносные деревья, они начали жить там. Преподобный Никон крестил здесь тех девять мужей, "друзей своих по военной службе", повествует житие святого.
А тем временем в империи произошли события, определившие их дальнейшую судьбу — войска, взбунтовавшиеся в Паннонии и Мезии (на территории современных Сербии и Румынии), провозгласили сенатора Деция, посланного на их усмирение, императором.
Но власть, держащаяся только на военной силе слишком шатка, и Деций Троян решил укрепить ее «духовными скрепами». Он решил восстановить почитание традиционных святынь и возродить древние культы.
В 250 году он издал указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ — libellus, удостоверявший этот акт. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь.
Мера эта не была направлена конкретно против христиан — в обнаруженных в Египте libelli нет слова "христианин". Но Римская империя была и выполняли в ней указы императора по-разному.
Сразу же после издания эдикта началось первое крупное гонение на христиан, ставшее для них полной неожиданностью. Причем, пострадали не только христиане, приговоренные к тюремному заключению, но и многие из тех, кто, спасаясь от властей, покинули свои дома и стали жертвами бандитов, голода или варваров.
Пик репрессий пришелся на 250-251 годы. Их жертвой пали и епископ Никон и 199 его учеников.