21 ноября состоялась пятая годовщина Евромайдана – многотысячной акции протеста на Майдане независимости против действующего правительства, отказавшегося подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Спустя пять лет провластная пресса преподносит данное событие как ключевое событие в жизни страны со времен обретения независимости в 1991 году. Однако, 21 ноября никаких пышных торжеств в стране не состоялось, и дата прошла незаметно, как будто пять лет назад вообще ничего не было.
Сегодня я пришел на Майдан Независимости пообщаться с людьми о том, как они спустя пять лет воспринимают события пятилетней давности, и как данное событие отразилось на их жизни.
Под монументом Независимости сооружена конструкция из лесов в виде собора, увешанного иконами. А рядом с ней расположена выставка, посвященная истории Поместной Православной Церкви в Украине. Но она не привлекает внимания людей, которые как будто её вообще не замечают. Просто проходят мимо по своим делам.
Впрочем, и общаться с журналистом люди тоже не особо желают. Хотя, если вежливо общаться и проявлять внимание к их мнению, то люди становятся более открытыми. Когда ты показываешь, что не пытаешься склонять их на какую-либо сторону. Впрочем, я не удивлен таким настороженным отношением к журналистам. Это вполне закономерно, и я бы даже сказал справедливо.
Мне даже попался один мужчина, который узнав, какое информационное агентство я представляю, пытался доказать мне, что ГолосUA – это пророссийское, антиукраинское СМИ. Кстати говоря, нельзя не заметить, что у патриотов, которые любят общаться исключительно на украинском языке, и читать только «украинские» ура-патриотические СМИ, характерно проявление собственного превосходства над теми, кого они считают «пособниками оккупантов». Такие люди принципиально не способны к диалогу и могут слышать и слушать только себя.
Первая девушка, с которой мне довелось коротко пообщаться, не выказывала удовлетворения нынешним положением вещей, но вместе с тем констатировала, что Евромайдан на тот момент был необходимостью. Пытаясь при этом не оценивать Майдан как катастрофу или наоборот, как акт возрождения нации.
Но, вместе с тем, было видно, что она не может перечислить хотя бы два-три социальных завоевания Евромайдана, которые бы изменили жизнь к лучшему. Единственное, что, по её мнению, произошло хорошего, так это возможность ездить в Европу на заработки. Думаю, с ней бы много кто согласился. К сожалению. Ведь самые квалифицированные кадры покидают страну, что соответствующим образом отражается на экономике Украины. И вполне может случиться так, что «остаточне прощавай» украинцы скажут именно своей стране, предпочтя жизнь в Европе.
Другая женщина, с которой удалось пообщаться, однозначно характеризовала Евромайдан как национальную трагедию.
«Здесь моё мнение ничем не отличается от большинства населения страны. Евромайдан действительно привел лишь к тому, что люди стали хуже жить», — сказала она.
Также, мне удалось пообщаться с 91-летним дедушкой, который представился потомком кубанских казаков. Характеризируя ситуацию, сложившуюся в стране, было видно, что это человек, который имеет четкое понятие о происходящем. И несмотря на свой преклонный возраст, он демонстрировал ясность и четкость мысли.
«Ни о каком улучшении жизни говорить невозможно. Сколько доводится платить по коммуналке? А сколько приходится платить за лекарства? Это же всеобщее обнищание! Зато у Порошенко в этом году доходы возросли в шесть раз. У нас в стране сейчас реально живут только десять процентов населения. Остальные же девяносто – выживают. Но я верю, что настанет время, когда мудрый украинский народ сбросит этих паразитов и заживет богато», — сказал он.
Он также отметил, что сейчас простым людям нет возможности пройти во власть, потому что туда могут пробиться лишь очень состоятельные люди.
Напоследок также удалось пообщаться с одним парнем, который отметил, что жизнь в стране не стала комфортнее. А как раз наоборот.
«Очень жалко наших парней, которые гибнут в АТО не за интересы народа», — сожалеет он.
Также он рассказал, что если ранее, до Евромайдана он получал зарплату в 15 тысяч гривен, и этого хватало чтобы и квартиру снимать и позволять себе вполне неплохо по тем временам жить, то сейчас у него только на аренду квартиры уходит десять тысяч гривен.
Он также добавил, что не берется делать какие-либо прогнозы на будущее, но сохраняет веру в то, что этот период обязательно закончится.
Наблюдая за людьми на центральной улице страны, на их лицах не было заметно ни малейших признаков того, что мы якобы живем уже в другой стране, как сообщает провластная пропаганда. Общее впечатление от Майдана Независимости сегодня можно выразить одним словом – «серость». Но, тем не менее, это не значит, что люди, которым приходится жить в этой серости, не верят в то, что жизнь можно изменить жизнь к лучшему. И это дает надежду на будущее.