На днях на своей странице в facebook правительственный уполномоченный по борьбе с коррупциейТатьяна Чорновол попросила сообщать о фактах возможной коррупционной деятельности Юрия Витренко, которого Кабмин планирует назначить на должность заместителя правления НАК «Нафтогаз Украины».
В настоящее время Витренко занимает должность советника главы госкомпании. Но следует напомнить, что Юрий Витренко также занимал должность советника главы правления «Нафтогаза Украины», когда компания допустила технический дефолт по еврооблигациям 30 сентября 2009 года.
Именно он отвечал за проведение переговоров между «Нефтегазом» — украинским советником «Арта Капитал» и агентом по обмену Credit Suisse International. Только сумма технических расходов и расходов на оплату услуг консультантов оценивалась в $20 млн.
Уговаривать кредиторов на новые условия никто не спешил. «Нафтогаз» предложил держателям еврооблигаций обменять их на новые бумаги лишь 24 сентября — за шесть дней до наступления срока их погашения. Затягивание с официальным предложением привело к тому, что в день погашения облигаций (30 сентября) госхолдинг выплатил по ним лишь проценты на общую сумму около $20,3 млн. и зафиксировал технический дефолт.
Первый заместитель министра финансов Игорь Уманский переложил всю ответственность на руководство «Нафтогаза». "Ответственность за переговоры и за объявление условий реструктуризации несет сам "Нафтогаз", так как долговые обязательства принадлежат "Нафтогазу", а не государству Украина", однако поручителем в деле реструктуризации выступает именно государство в лице правительства и Минфина. В случае неплатежеспособности НАКа его долг ложится на плечи налогоплательщиков.
Дефолт и последующая реструктуризация долга «Нафтогаза» привели к удорожанию новых заимствований не только для «Нафтогаза», но и для Украины в целом. Кредиторы по результатам переговоров реструктуризировали внешние долги «Нафтогаза» на сумму $1,6 млрд., включая пятилетние еврооблигации на $500 млн., по повышенной купонной ставке (вместо 8,125% годовых — 9,5%).
Кредиторы неплохо заработали на украинской компании. Если предположить, что основная сумма реструктуризируемых долгов ($1,6 млрд.) будет уменьшаться равными частями (на $320 млн. ежегодно), то, исходя из ставки 9,5% годовых, на погашение процентов потребуется направить $456 млн. При сохранении ставки на уровне 8,125% на это потребовалось бы $390 млн. Разница составляет $66 млн. Необходимо также напомнить, что срок погашения задолженности по реструктуризированным долгам госкомпании наступает в октябре текущего года.