В октябре 2023 года умер Мэттью Перри, сыгравший Чендлера Бинга в сериале «Друзья». Смерть обаятельного комика ошеломила поклонников шоу. Кажется, у нас отняли что-то важное, ведь на «Друзьях» выросло как минимум два поколения зрителей. У культового сериала, продолжавшегося 10 лет, счастливый финал, который после смерти Перри производит особое впечатление.
Сайт Нож публикует подборку сериалов, в финале которых обязательно будет хэппи энд.
«Жизнь на Марсе» (2006–2007)
Life on Mars
Лондон, 2006 год. Неприметный, но пассионарный детектив Сэм Тайлер (Джон Симм) преследует маньяка-убийцу, но тот уходит от него из-под носа. Фрустрированный мужчина выходит из машины продышаться на дорогу. В его плеере играет Life On Mars Дэвида Боуи, когда раздается нехороший скрип колес. Сэма сбивает машина, он закрывает глаза и открывает их в 1973 году в пролетарском Манчестере, где его уже ждет на работе начальник (Филип Гленистер) — матерящийся сексист, который сначала бьет, а потом задает вопросы. Сэм умер, в коме, сошел с ума или переместился во времени?
У сериала был сиквел «Прах к праху», который, пожалуй, объясняет слишком многое, и несколько адаптаций, включая российскую версию «Обратная сторона Луны» с Павлом Деревянко, окрашенную ностальгией по СССР. Лучше всего, конечно, смотреть британский оригинал, в котором растерянного главного героя слегка затмевает Гленистер — его Джин Хант, насквозь прокуренный крупный мужчина в пальто верблюжьего цвета, стал символом всего неполиткорректного на британском телевидении (была даже попытка закэнселить этого прекрасного динозавра).
«Это мой город, и он должен быть и будет безопасным для моей жены и мамы, вам ясно? Итак, выясните, кем была убитая, выясните, кто ее убил. Выполнять немедленно. Погодите, погодите. Выполнять завтра утром, первым делом. Время пить пиво, господа».
Такую виртуозную мультижанровость сегодня можно встретить только в корейском кино. «Жизнь на Марсе» — это полицейская комедия, жесткий детектив, хронофантастика, социальный комментарий, сюрреалистический хоррор (девочка с клоуном из телевизионной заставки будет сниться вам в кошмарах) и экзистенциальная драма, после просмотра которой захочется изменить жизнь. «Пробуждение» Сэма в 1973 году и финал — возможно, лучшее из когда-либо появлявшегося на ТВ.
«Пращи и стрелы» (сериал 2003–2006)
Slings and Arrows
Джеффри Теннант (Пол Гросс) когда-то был лучшим Гамлетом своего актерского поколения, пока на подмостках вымышленного фестиваля Нью-Бербедж (шекспировский фестиваль, похожий на реальный Стратфордский) не сиганул в оркестровую яму, где, как он выражается, просидел семь лет. Дело в том, что прямо во время спектакля его девушка Эллен, игравшая Офелию (Марта Барнс), сообщила Джеффри, что переспала с его лучшим другом и режиссером пьесы Оливером (Стивен Уйметт), несмотря на то, что он гей. Как она впоследствии будет объяснять: «Он был моим режиссером».
За семь лет, которые Джеффри провел в дурдоме, Эллен стала стервозной дивой и закрутила сотни романов, но не нашла счастья. Оливер руководит фестивалем и уныло спивается, иногда пытаясь дозвониться до Джеффри, но тот бросает трубку. По счастью, Оливера сбивает грузовик со свининой, после чего его жизнь только начинается. Джеффри возвращается на фестиваль, чтобы поставить пьесу своего кошмара — «Гамлет». Удастся ли ему справиться со своими ментальными проблемами? Помирится ли он с женщиной, которую всё еще любит? Попадет ли Оливер на тот свет или будет вечно таскаться за Джеффри призраком, которого больше никто не видит?
Три сезона убийственно смешной, по-философски мудрой и трогательной черной комедии проносятся на световой скорости, заставляя задумываться над миллионом вопросов — о смысле жизни, сути искусства, весе пустого черепа («он легче без эго», замечает Джеффри) и о том, как органично высокий шекспировский слог сочетается с нецензурной лексикой (в сериале ругаются больше, чем в «Волке с Уолл-стрит» Скорсезе). Здесь есть проработка психологических травм, взросление, переосмысление себя, борьба творчества с коммерцией и множество тайн театрального закулисья. О некоторых произведениях не скажешь лучше, чем то, что они полезны для души. Если вы никогда не понимали Шекспира, посмотрите «Пращи и стрелы»: лучше, честное слово, не объяснят. Авторы — театральные актеры, которые посвятили этому жизнь.
«Оставленные» (2014–2017)
The Leftovers
Однажды с планеты исчезло 2% населения. Кажется, это не так уж много, но что, если ты — молодая мать, которая потеряла младенца? А если просто вдруг исчез папа римский или Дженнифер Лопес? Нам безразличны селебы и, может быть, даже соседи, но мы растеряны и напуганы. Три года спустя человечество страдает от ПТСР, которое не удается преодолеть, потому что люди до сих пор не понимают, что произошло.
Деймон Линделоф так сильно разочаровал зрителей финалом «Остаться в живых», что большая часть аудитории не поверила в его экранизацию романа Тома Перротты, и напрасно. Это сложная, завязанная на теологии история тихого постапокалипсиса на примере небольшой общины городка Мейплтон, которая становится срезом потерянного, отчаявшегося человечества. Шериф Гэвин (Джастин Теру), чья жена присоединяется к культу курящих нигилистов в белом. Возглавляющая общину ледяная садистка Пэтти с глазами, стреляющими на поражение (гениальная Энн Дауд). Основывающий новую религию бывший священник Мэтт (Кристофер Экклстон, который однажды уже верил в то, что он Сын Божий в сериале «Второе пришествие» Расселла Т. Дэвиса). Потерявшая всю семью Нора (Кэрри Кун), которой предстоит путешествие за гранью всех представлений. Возможен ли счастливый финал в таком депрессивном мире? Найдут ли люди своих потерянных любимых? Тут нет одного ответа.
«Блэкпул» (2004)
Blackpool
Рипли Холден (Дэвид Моррисси, Губернатор из «Ходячих мертвецов») — царь горы курортной дыры Блэкпул, которого прет от самого себя. Он владеет залом игровых автоматов, который собирается переоборудовать в казино. У него жена-красавица (Сара Пэриш), дочка-умница, сын-наследник и костюм Траволты из «Бриолина». Сотрудники его обожают, все остальные боятся. Всё это оказывается бутафорией. Жена давно его не любит, сын торгует наркотой, а дочь влюбилась в профессора колледжа, который годится ей в отцы. Когда в заведении Холдена обнаруживают труп, по его душу приезжает инспектор-змей (Дэвид Теннант), которому очень хочется Холдена посадить, потому что по ходу дела он влюбляется в его жену. Все персонажи поют и танцуют, балансируя между театром абсурда и Болливудом.
Это странное и по-своему уникальное развлечение, известное поклонникам «Доктора Кто» как сериал, где Дэвид Теннант всё время ест, а один Доктор терроризирует другого (Моррисси сыграл спутника Десятого Доктора в серии-обманке, где его поначалу представляют как нового Доктора). Нас дразнят детективной составляющей, но поиск улик — только повод для того, чтобы Теннант облизывал рожок мороженого, а Моррисси с невероятным блеском играл шекспировского монстра. Осень патриарха — это всегда завораживающая катастрофа. Мы наблюдаем за ним как за большой неуклюжей акулой, и главное достижение сериала — зрителю становится плевать на справедливость, потому что любимому герою они прощают все!
«Зеленое крыло» (2004–2007)
Green Wing
В несуществующую больницу Ист-Хэмптон выходит на работу помощница хирурга Кэролайн Тодд (Тэмсин Грег из «Книжного магазинчика Блэка»). Девушку с первого взгляда влечет первый красавчик больницы Мак (Джулиан Райнд-Татт), но тот либо занят с бывшей, либо слишком прекрасен, либо Кэролайн не причесалась и не почистила зубы. От любви всей ее жизни ее к тому же отвлекает анестезиолог Гай (Стивен Мэнгэн), который хвастается швейцарским происхождением, но, в принципе, всем хорош, кроме того, что полный придурок и похож на осла. С кем в конце концов она соединит судьбу?
Духовные наследники «Монти Пайтон» создали издевательскую пародию на больничные мелодрамы, в которой нет ни единого момента, связанного с медициной. Персонажи заразительно сходят с ума и приглашают нас принять участие.
«Присоединяйтесь ко мне снова на следующей неделе в эпизоде „Давайте делать что-то, не имеющее никакого гребаного смысла“, когда я буду эпилировать сову».
На экране творится не поддающееся осмыслению безумие с участием звезд культовых бриткомов, среди которых особенно ярко сияет великая Мишель Гомес в роли отбитой кадровички Сью Уайт: она то вылезает из торта, то отращивает руки нечеловеческой длины. Каким-то волшебным образом посреди этого безобразия личная жизнь главной героини становится для зрителя важнее собственной. Вы забудете «Анатомию страсти» и «Доктора Хауса», мечтая, чтобы у истории взаимоотношений Кэролайн и Мак был счастливый конец. И тут авторы нанесут вам удар.
«В лучшем мире» (2016–2020)
The Good Place
Саркастичная, пьющая, упоительно эгоистичная блондинка Элеанор (Кристен Белл), не сделавшая в жизни ни одного доброго дела, после смерти попадает в лучший мир, куда не смогла попасть даже Флоренс Найтингейл, недобравшая пару баллов по местной системе. По крайней мере, так ей объясняет импозантный пожилой мужчина по имени Майкл (Тед Дэнсон), называющий себя «архитектором» локального Рая, похожего на субурбию за белым забором из «Отчаянных домохозяек». Смекнув, что ее перепутали с одноименной правозащитницей, Элеанор вцепляется зубами в свою новую позицию. Как и всем, ей выделяют родственную душу для совместного проведения вечности — французского профессора этики (Уильям Джексон Харпер), который начинает давать ей уроки философии и базового гуманизма, чтобы сделать из нее лучшего человека (какой придурок, правда?).
Элеанор знакомится с соседями, раздражающими ее своим очевидным совершенством: гламурной миллионершей-филантропкой Тахани (Джамила Джамил) с акцентом из «Аббатства Даунтон» и ее спутником — буддистским монахом Джанью (Мэнни Хансито), излучающим неземную гармонию (с ним всё не так просто!). Сориентироваться на новом месте помогает источник знания обо всём во вселенной в обличье жизнерадостной девицы Джанет (Д’Арси Карден). Задача Элеанор — не слишком сильно ненавидеть окружающих святош, чтобы ее не вышвырнули в Ад.
Шоураннер Майкл Шур («Парки и зоны отдыха») снял внешне незамысловатую, визуально чарующую (чего стоят одни наряды красотки Тахани) безделушку, которая при ближайшем рассмотрении оказывается ролевой игрой на основе философских и моральных постулатов разных мыслителей — от Джона Локка до Томаса Скэнлона, чью работу What We Owe to Each Other тут регулярно цитируют. У персонажей происходит обязательный личностный рост, перемежаемый сценами веселого сюрреализма: то по небу летают гигантские креветки, то напитки гостям на вечеринке подает панда, то мы узнаем о необычной волшебной еде (замороженный йогурт со вкусом полностью заряженного телефона — приятное чувство, верно?). Лучше всего, что Шур не более дидактичен, чем знающий свое дело коуч: «Хочешь измениться? Спроси меня как».
Ранее СМИ составили подборку фильмов о людях со сверхспособностями.