ГолосUA
07:30 26/05/2020

Схема-тендер Укрзализныци: кто “распилит” четверть миллиарда гривен

Очередной “договорняк” Укрзализныци, который железнодорожники привычно прикрыли тендером, оказался настолько “мутным”, что разглядеть его не смогли даже юристы АМКУ. В этот раз УЗ разработала тендерную документацию с заведомо дискриминационными требованиями, изначально создав тендер под конкретного участника-победителя. При этом, предприятие, которое Укрзализныця нагло «тащит» к получению заказа на сотни миллионов гривен из украинского бюджета – это криворожский заводом «Евро Оил Продакшн», который входит в орбиту пророссийских компаний Wexler Group и сети заправок Глуско.

Весной УЗ объявила два тендера на поставку смазочных материалов на общую сумму в четверть миллиарда гривен. В одном тендере изъявило желание принять участие семь компаний, во втором — девять. В обоих тендерах зарегистрировались четыре украинских предприятия «Торум», «Мироил», «Август Пром», «КСМ-Трейд», одно пророссийское «Корнет Холдинг», и две ближневосточные компании «Араз Оил» и «Хилл Корпорейшн-Юкрейн». И в обоих тендерах «Укрзализныця» отклонила всех участников, допустив к аукциону только “Корнет-Холдинг” и “Хилл Корпорейшн-Юкрейн”. Интересно, что все, получившие отказ от УЗ компании, были отстранены из-за одинаковой ошибки: компании предоставили технические условия на производство продукции не в полном объеме. Хотя, к примеру, продукция украинских производителей «Мироил» или «Торум», поставляется на УЗ десятки лет и ни рекламаций, ни каких-либо других нареканий в их адрес за все эти годы от железнодорожников не поступило ни разу.

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2020-05/25/vjHA1A2mf6i1QIuV/image/1590400064706_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%201.jpg" alt="" />

Схема-тендер в действии 

Стоит также отметить, что все украинские производители годами принимали участие в тендерах от УЗ, но при этом юристы и опытные менеджеры этих предприятий все-таки недоглядели коварного пункта, предписывающего подать документы, с учетом всех изменений состава их продукции. А вот новичок в сфере поставок на УЗ, компания “Корнет Холдинг”, поставляющая продукции пророссийского «Евро Оил Продакшн», предоставила абсолютно верные документы. Как же опытные поставщики одинаково ошиблись с оформлением документации в привычном тендере? А новичок уверенно подготовил все “под ключ”? Очевидно, что без помощи самих заказчиков в оформлении документов здесь не обошлось. Это и стало первым шагом в схеме-тендере на поставку смазочных материалов для УЗ. 

Вторым шагом в “мутной” схеме УЗ стала изначальная разработка тендерной документации с дискриминационной составляющей. Исходя из тендерной документации, заявленные квалификационные требования для отечественных и импортных производителей  совершенно разного уровня сложности. Украинский поставщик должен предоставить в тендерной документации полную версию Технических условий, согласованных в установленном порядке непосредственно с “Укрзализныцей”. Тогда как импортному производителю достаточно просто подать копию ТУ, не согласовывая ее с железнодорожниками. 

Пункты 2.1 и 2.2 из Тендерной документации о проведении открытых торгов на закупку смазочных материалов: 

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2020-05/25/vjHA1A2mf6i1QIuV/image/1590400066640_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%202.jpg" alt="" />

Поэтому абсолютно нелепо выглядит попытка “Хилл Корпорэйшн-Юкрэйн” зачем-то все-таки пройти согласование ТУ с “Укрзализныцей”, умудрившись при этом еще больше засыпаться: вместо исследований 17 показателей, которые предоставили остальные компании, “Хилл Корпорэйшн-Юкрэйн” предоставил только 6 лабораторных параметров, причём, проведенных в неаккредитованной для этого лаборатории. При этом, в “документе” нет данных об основных эксплуатационных показателях моторного масла, таких как индекс вязкости, или температура застывания, не зная которых смазочную продукцию вообще нельзя применять. 

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2020-05/25/vjHA1A2mf6i1QIuV/image/IMG-db7bc7b887f064042ce6dae080814b46-V.jpg" alt="" />

То, что “Хилл Корпорэйшн-Юкрэйн” усиленно “тащат” исключительно для фона пророссийскому “Корнет Холдинг”, понятно уже потому, что их смазочная продукция не проводила испытаний своего моторного масла на железнодорожной технике и даже не имеет опыта таких масштабных поставок.

То есть, добавив всего пару требований к документам, УЗ легко добилась своего: “слила” украинских производителей в угоду пророссийской фирме и “протащила” казахскую компанию для фона, прекрасно понимая, что при всем желании ближневосточное предприятие не сможет дать адекватную цену. 

А выгода, ради которой и затевалась “мутная” схема УЗ, очевидная. Ожидаемая цена, заложенная в тендере, минимум в два раза превышает рыночную. То есть, делиться есть чем, главное — найти поставщика, который согласится работать по “договорняку”. 

Учитывая все вышеперечисленное, отклоненные претенденты направили жалобы в Антимонопольный комитет Украины, где каждая из четырех указала, что, несмотря на собственные недочеты, не могут не возмущаться вопиющими нарушениями документации, поданной казахской компанией “Хилл Корпорейшн”. 

Все отстраненные участники торгов обращались с жалобами в АМКУ, с надеждой, что УЗ объявит новый тендер, ведь по логике нужно было отстранить всех участников, кроме «Корнет Холдинг», потому что только их документация была идеально составлена, а в тендере могут участвовать не менее 2 поставщиков. Но, видимо тендер-схему от УЗ Антимонопольный комитет Украины не заметил, и  принял решение допустить к торгам “Хилл-Корпорэйшн Юкрэйн”, и “Корнет Холдинг”.

Ответ «Укрзализныци» на жалобу о несоответствии «Хилл Корпорейшн-Юкрейн»:

decoding="async" class="article_image_full" src="/images/items/2020-05/25/vjHA1A2mf6i1QIuV/image/1590400080388_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%205.jpg" alt="" />

В итоге на аукцион выходят две явно “согласованные” компании: идеально подготовленная “Корнет Холдинг” и “Хилл Корпорейшн” с грандиозными нарушениями в документации и заоблачной “тысячекилометровой” ценой. При этом, по абсолютно формальным причинам, в участии в аукционе отказывают четырем украинским компаниям. Ведь их предложения однозначно перебили бы “Корнет Холдинг”.

Почему “Укрзализныця” не отменяет тендер по двойной цене с такими вопиющими нарушениями — понятно. Но вот он вопрос, логично вытекающий из обзора ситуации: какие же откаты стоят за такими тендерами и сколько этот беспредел будет продолжаться на украинских предприятиях? Причем, по словам украинских производителей, не допущенных к тендеру, в настоящее время все они готовят заявления в НАБУ, с уверенностью, что уж там действительно смогут по достоинству оценить рвение железнодорожников в составлении тендерной документации, наглому “протаскиванию” пророссийских фирм и готовности покупать по двойной цене, которую оплатят украинские налогоплательщики. 

 

Читайте также по теме