Если уж Минобразования и науки Украины намерено позволить детям в школах на свое усмотрение выбирать учебные дисциплины, то есть смысл внедрить уроки по развитию критического мышления.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил тьютор Украинского аграрного лицея Алла Товкес.
«Сейчас очень часто дети вовлекаются в вихрь информационного пространства, которое давит на них со всех сторон: интернет, школа, реклама и так далее. Этих источников очень много, и не всегда информация, представленная в них, правдива. Поэтому нужно учиться разбираться в этих источниках. Инструмент, который в этом поможет — критическое мышление», — говорит эксперт.
Тьютор добавил, что такие уроки в лицее проводят ежедневно.
«В Украинском аграрном лицее (УАЛ) мы начали освоение навыком критического мышления в рамках рубрики «Я, Умань, Украина, мир меняются». Ежедневно на утренних встречах кто-то из детей готовит актуальные новости, а потом все вместе анализируют эту информацию: как это событие может повлиять на меня, на мой город, страну и мир. Затем дети обсуждают это событие и делают выводы, является ли эта информация достоверной, как это узнать, из какого источника она взята, была ли она зафиксирована еще в нескольких источниках. То есть ребенок не просто знакомится с информацией, а анализирует ее. Вторым шагом было внедрение еще одной рубрики, более широкой — «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Раз в неделю лицеисты прорабатывают статьи на актуальные в мире темы. Задача детей — поставить в статью ряд вопросов по определенной схеме, дать ответы на вопросы от тьюторов и таким образом выяснить достоверность ее влияние и значение», — отметил педагог.
Эксперт также пояснил, что школьники, как правило, не понимают, важность источника информации и не понимают, в чем ценность умения анализировать информацию.
«Для лицеистов был проведен курс «Критическое мышление», который разработали наши тьюторы. В течение недели дети осваивали «азы» критического мышления. Дети узнали, что такое критическое мышление, как задавать вопросы, какие есть виды вопросов, как анализировать информацию и источники информации, как вести дискуссию и др. В конце урока, используя метод «пресс», ученики задумывались над тем, что они делали и как это повлияет на них и окружающих», — уточнил эксперт.
Напомним, Кабинет министров Украины на заседании 13 марта одобрил законопроект о реформе среднего образования. Соответствующий проект презентовала министр образования и науки Лилия Гриневич. Реформа предполагает введение так называемых индивидуальных образовательных траекторий для детей с инвалидностью или на домашнем обучении. Для таких учеников предлагается разрабатывать индивидуальный учебный план и проводить годовое оценивание для подтверждения уровня знаний.
Также Минобразования предлагает внедрить выбор школьных предметов по желанию. Предполагается, что после реформы в школах появятся межклассные группы для изучения определенных дисциплин. Кроме того, реформа предусматривает расширение автономии для педагогов в разработке учебных программ, систем оценивания и повышения квалификации за счет государства. Также предлагается ввести увеличенные доплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. Ко всему прочему предполагается, что учителя будут проходить педагогическую интернатуру и курсы оказания первой помощи.
В числе нововведений предлагается участие родителей при выборе директора школы, однако сам конкурс будет проводиться на независимой основе.
Кроме того, в правительстве предлагают внедрить трехстороннюю модель обучения на языке национальных меньшинств. Например, крымские татары смогут обучаться на родном языке до 11 (12) класса вместе с основательным изучением украинского языка. Закарпатские венгры в начальной школе будут обучаться на родном языке наряду с украинским. С пятого класса не менее 20% учебного времени должно преподаваться на украинском с увеличением до не менее 40% в 9 классе (в старших классах не менее 60%).
Для русскоязычного населения предполагается, что не менее 80% учебного времени будет преподаваться на украинском языке уже с пятого класса.