Британские власти ломают голову над тем, как убедить жителей Шотландии отказаться от идеи о независимости.
Референдум по этому вопросу запланирован через 10 дней.
При этом данные социологов говорят о том, что очень многие в Эдинбурге готовы к суверенитету. Противники независимости используют все возможности и даже привлекли на свою сторону Пола МакКартни.
Вот что пишут лондонские газеты: "Мы ведь действительно можем потерять почти треть страны!" Соцопрос показал: за независимость готов проголосовать 51% жителей Шотландии. Притом, что месяц назад сторонников унитарного государства было больше на 22%. Почувствовав, что ситуация выходит из-под контроля, британские власти пообещали шотландцам ещё большую автономию внутри единого государства.
"Я убеждён, что мы сможем построить сильную и процветающую Шотландию, не раскалывая страну. Иначе потерять может каждая шотландская семья. Я уверен, что в оставшиеся 10 дней мы сможем убедить людей сделать выбор в пользу сильной Шотландии внутри Соединённого Королевства", — говорит инициатор кампании "Вместе — лучше!" Алистер Дарлинг.
Политологи не раз предупреждали Вестминстер — шотландские националисты ведут очень эффективную агитацию. Они не так сильны в экономических спорах, но им, похоже, удалось достучаться до избирателя, убедить его в том, что он творит историю. Нам не нужны уступки, говорят в Эдинбурге, наша цель — суверенитет.
"Кэмерон думает, что мы идиоты! Его министры и вся эта шайка из Вестминстера откровенно проигрывают, а простые шотландцы выигрывают. Лондон боится и идёт на уступки, это надо было раньше делать!", — говорит Алекс Салмонд, премьер-министр Шотландии.
Сторонники унитарного государства уверяют, что последний опрос не учитывает мнения неопределившегося электората, и продолжают убеждать людей в том, что независимость — авантюра, имеющая большие экономические последствия. Освободившись от Лондона, шотландцы рискуют потерять английский фунт стерлингов.
"Тут безо всяких "но" и "если"! Мы не будем делить с шотландцами фунт, если страна проголосует за выход из Союза. Если они хотят разводиться, тогда пускай открывают свой банковский счёт", — говорит министр финансов Великобритании Джордж Осборн.
Крупный бизнес разделился поровну: для кого-то Шотландия вне Британии – нестабильная и непредсказуемая страна, а для других, наоборот, перспективное место для инвестиций. Но агитируют в основном не в штаб-квартирах крупных корпораций, а на улице. И времени на это у официального Лондона почти не осталось.
Руководство страны пообещало убедить шотландцев проголосовать против, но на всякий случай Дэвид Кэмерон заявил о том, что он не собирается уходить с поста премьер-министра, если Шотландия всё же выберет независимость. Но заставить уйти его могут коллеги по консервативной партии. Той самой партии, в основе идеологии которой лежит целостная и единая Великобритания.
Противники независимости пустили в ход тяжёлую артиллерию: за единое государство высказался Пол МакКартни. При всём уважении к бывшему "битлу", молодые шотландцы — а на референдуме разрешили голосовать 16-летним — хотят новых песен. Похоже, сейчас всё, что говорят в Лондоне, в Эдинбурге вызывает лишь раздражение.
Если 18 сентября шотландцы проголосуют за независимость, политики должны 2 года договариваться об условиях этого исторического развода. Таким образом, независимая Шотландия может появиться на политической карте мира уже весной 2016.