Принятый вчера, 9 апреля, законопроект № 2558 «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» грубо игнорирует права и свободы человека, гарантированные статьями 34, 36, 37 Конституции Украины, а также пунктами 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Об этом говорится в открытом письме лидера Коммунистической партии Украины Петра Симоненко к Президенту Украины Петру Порошенко.
Первый секретарь ЦК КПУ отмечает, что закон является непродуманным, популистским, недемократическим и антиевропейским и создает алогизм государственного и общественного бытия.
Например, комментирует П. Симоненко, согласно данному закону противоправным станет использование гражданами Украины свидетельства о рождении, дипломов о среднем и высшем образовании, свидетельства о браке, технические паспорта на домовладения и других документов, которые выдавались в стране до 1991 года.
“Другими словами, подавляющее большинство украинских граждан, в частности Вы, Уважаемый Петр Алексеевич, согласно принятому законопроекту № 2558 можете быть признаны правонарушителем и привлечены к ответственности за использование диплома об образовании с признаками символики коммунистического периода, которой обозначались все правоустанавливающие документы украинских граждан до 1991 года. Аналогично правонарушителями могут быть признаны граждане, которые демонстрируют другим лицам семейные фотографии с изображением принятия в пионеры, в комсомол, в партию.
Незаконным станет ношение Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда орденов и медалей, полученных за значительный вклад в защиту и развитие государства. Крамольным по законопроекту будет прославления символов Победы украинского народа в Великой Отечественной войне и тому подобное”, — говорит в письме П. Симоненко.
Кроме правовых дилемм, рассмотренные коллизии и архаизмы законопроекта № 2558 потенциально и реально могут образовать сложные противоречия в украинском обществе, мировоззренческие конфликты и открытые столкновения между гражданами со всеми негативными последствиями.
Следует вспомнить, что 21 марта 2014 во время Саммита Украина — ЕС была подписана политическая часть Соглашения об ассоциации и Заключительный акт Саммита. В частности, подписаны Преамбула, Статья 1, Разделы I «Общие принципы», II «Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и конвергенция в сфере внешней политики и политики безопасности »и VII« Институциональные, общие и заключительные положения» Соглашения.
27 июня 2014 в ходе заседания Совета ЕС Президентом Украины, руководством Европейского Союза, главами государств и правительств государств — членов ЕС было подписано экономическая часть Соглашения — Разделы III «Юстиция, свобода и безопасность», IV «Торговля и вопросы, связанные с торговлей », V« Экономическое и отраслевое сотрудничество» и VI« Финансовое сотрудничество и положения по борьбе с мошенничеством », которые вместе с остальным текстом Соглашения составляют единый документ.
16 сентября 2014 Верховная Рада Украины и Европейский Парламент синхронно ратифицировали Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Украинская сторона передала депозитарию ратификационных грамотах и завершила таким образом все внутригосударственные процедуры.
Соглашение об ассоциации по своему объему и тематическим охватом является крупнейшим международно-правовым документом в истории Украины и крупнейшим международным договором с третьей страной, когда-нибудь заключенным Европейским Союзом. Она определяет качественно новый формат отношений между Украиной и ЕС, основанных на принципах «политической ассоциации и экономической интеграции», и служит стратегическим ориентиром системных политико-правовых и социально-экономических реформ в Украине.
“Приняв на себя ряд политико-правовых обязательств перед Европейским Союзом, Украина должна придерживаться основных европейских стандартов в области прав и свобод человека. А эти стандарты являются абсолютно противоположными идеологии Закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики». Все передовые страны Европейского Союза на сегодня отменили законы, которыми запрещались коммунистическая идеология и использование символики советского периода”, — подчеркивает в письме П. Симоненко
В качестве иллюстрации политик приводит факт отклонения Европейской комиссией в 2005 году идеи запрета коммунистической символики, которую предложили в парламенте Европейского Союза бывшие социалистические государства, нынешние члены ЕС.
В декабре 2010 года Европейская комиссия установила отсутствие единого мнения государств-членов относительно положений, предусматривающих уголовное наказание за принятие, отрицание или умаление опасности коммунизма. Поводом послужило обращение министров иностранных дел Болгарии, Чехии, Венгрии, Латвии, Литвы и Румынии.
Резолюция № 213 Европейского парламента о европейском сознании и тоталитаризме жестко осуждает все тоталитарные и недемократические режимы, однако, она никоим образом не коснулась вопроса об использовании коммунистической символики.
Некоторые страны Центральной и Восточной Европы, включая некоторые бывшие социалистические страны, разделяли мнение, что коммунистические режимы осуществляли массовые нарушения прав человека. В этих странах были приняты законы, которые запрещали использование коммунистической символики или коммунистическую пропаганду и устанавливали санкции для политических партий за использование этих символов.
Так, Чехословакия в 1991 году установила в Уголовном кодексе (§ 260) уголовное наказание для лиц, которые «… поддерживают и способствуют движениям, демонстративно высказываются за отмену прав и свобод граждан или распростаняют национальную, расовую, классовую или религиозную вражду».
Сначала, в 1992 году, Конституционный суд Чешской Республики признал эту уголовную норму конституционной. Впоследствии он признал ее неконституционной, мотивируя это тем, что «… полный запрет поддержки или пропаганды коммунизма несовместимо с принципом конкретного регулирования уголовного закона», поскольку «в таком случае коммунистическое движение не было определено надлежащим образом».
Конституционный суд Чешской Республики в итоге признал: коммунистическая идеология может распространять демократические идеи.
Венгрия в 2000 внесла в Уголовный кодекс наказание за использование коммунистической символики (серп, молот и красная звезда).
Впоследствии, в 2008 году, рассматривая дело «Важнай против Венгрии» (№ 33629/06), Европейский Суд по правам человека осудил Венгрию за нарушение свободы выражения мнения в связи с применением уголовного наказания за прикрепления к одежде коммунистического символа во время публичной демонстрации . На тот момент заявитель был заместителем председателя Рабочей партии (левая политическая партия), зарегистрированной в 2003 году, и был осужден за ношение красной звезды на одежде и пропаганду этого символа.
В ноябре 2011 года Европейский Суд по правам человека установил нарушение ст. 10 Конвенции по делу «Фратаноло против Венгрии», суть которого заключалась в публичном ношении красной звезды членом одной из левых партий Венгрии.
19 февраля 2013 Конституционный суд Венгрии, учитывая позицию Европейского Суда по правам человека, признал неконституционным запрет использования символов коммунизма, установив, что были нарушены принципы правовой определенности и свобода выражения мысли.
На основании этого постановления в апреле 2013 венгерский Парламент проголосовал за новую редакцию закона и внес изменения в этот закон, чтобы привести его в соответствие с принципом конкретного регулирования, на который указал Европейский Суд по правам человека.
В 2009 году Польша ввела уголовное наказание за публичную пропаганду коммунистической системы. Эти положения уголовного закона были обжалованы в Конституционном суде Польши, который в 2011 году признал их неконституционными.
Конституционный суд Польши, при этом, подчеркнул: оспариваемая статья Уголовного кодекса Республики Польша, не имея конкретного характера, нарушает свободу слова. Суд сослался и на решения в других странах, в частности Венгрии, в связи с решением Европейского Суда по правам человека по делу «Важнай против Венгрии».
Использование символов политического движения в контексте ст. 10 Европейской конвенции был рассмотрен Европейским Судом по правам человека по делам «Важнай против Венгрии» (дело № 33629/06), решение от 08.07.2008 г. (См. § 53 настоящего постановления); «Фратаноло против Венгрии» (дело № 29459/10), решение от 03.11.2011 г.; «Фабер против Венгрии» (дело № 40721/08), решение от 24.07.2012 г..
Кроме того, в данном контексте важно заключение Венецианской комиссии и ОБСЕ / ODIHR от 2013 года в отношении законодательного запрета символов коммунистической эпохи, которое имело место в Республике Молдова.
В данном заключении Венецианская комиссия жестко осудила принятый парламентом Республики Молдова закон о запрете коммунистической идеологии и символов коммунистической эпохи. В итоге закон Конституционным Судом Республики Молдова был отменен.
Следует отметить, что согласно Инструкции по регулированию деятельности политической партии, принятой ОБСЕ / ODIHR и Венецианской комиссией «… запрет и роспуск политической партии не может происходить из-за того, что ее идеи неприемлемы, непривлекательны или оскорбляют. Если партия не применяет насилие и не угрожает гражданскому миру или демократическому конституционному строю страны, то ни запрет, ни роспуск ее не оправдан».
Также для определения конституционности / неконституционности Закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» важно решение Европейского Суда по правам человека по делу «Важнай против Венгрии », где Европейский Суд установил следующее:
«… Возможная пропаганда коммунистической идеологии, какой бы невыносимой она не была, не может быть единственным основанием для ограничения символа, особенно многозначного, с помощью уголовного наказания. Простое выставление напоказ или использование символа физическим лицом, в том числе членом зарегистрированной политической партии, который не проявил себя как человек с тоталитарными амбициями, не может быть приравнено к опасной пропаганде».
Учитывая вышеизложенное, отмечает П. Симоненко, становится очевидным: Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» явно противоречит выводам Венецианской комиссии, а также решениям Европейского Суда по правам человека. Более того, на указанный законопроект № 2558 отрицательное заключение дало Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины (заключение датировано 09.04.2015 г..)
В связи с изложенным, на основании ст. 106 Конституции Украины, лидер КПУ попросил П. Порошенко как гаранта Конституции не подписывать принятый 9 апреля 2015 Верховной Радой Украины Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» (регистрационный № 2558) как неконституционный, неевропейский, недемократический.
Также П. Симоненко предложил направить Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики» (регистрационный № 2558) Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) для получения заключения о соответствии этого закона положениям Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.., Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.., Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г.., а также Решениям Европейского Суда по правам человека.