Организация Объединенных Наций объявила о формировании новой миротворческой миссии, участникам которой предстоит стать наблюдателями в гражданском противостоянии официального Дамаска и вооруженных отрядов, именующих себя оппозицией. В состав «голубых касок» ООН в регионе должны войти в общей сложности 300 международных дипломатов и военнослужащих, считающихся специалистами по урегулированию потенциальных конфликтов в арабском мире. Списки «модераторов» пестрят фамилиями и паспортными данными американцев, французов и итальянцев; российскому внешнеполитическому ведомству с трудом удалось откомандировать в Сирию своих представителей. В эту элитную группу пока не попал ни один украинский эксперт. А жаль…
Голос ведущего прямого эфира одной из центральных телекомпаний Сирии на долю секунды превращается в вой пожарной сирены. Комментируя события, происходящие в городе Хомс, когда некий подросток, пожелавший взорвать здание государственной администрации, нажал «не на ту кнопку» взрывного устройства и сам стал жертвой «адской машины», диктор возопил: «О, Господи, да что же это творится!»
Так уж получилось, что у телевизионных репортеров, работающих в регионах, подконтрольных гордо именуемым себя антиправительственной оппозицией бандформированиям, попросту нет возможности монтировать отправляемые в центр сюжеты. В итоге среднестатистический потребитель информации полностью разделяет эмоции пресловутого ведущего прямого эфира. «Экранная картинка» говорит сама за себя. Вот неряшливого вида «оппозиционер», зачем-то показав оператору неприличный американский жест, методично мочится на портрет президента Сирии Башара Асада; вот другой «несогласный», на ходу расстегивая грязные штаны, пытается догнать убегающую женщину, но падает на камни и разбивает лицо в кровь, вот группа протестующих, скандируя исконный лозунг «Аль-Каиды», шлет проклятья всем иностранцам. в целом, и Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, а также его предшественнику Кофи Аннану, в частности.
В этой ситуации прежде всего должно быть обидно именно Пан Ги Муну и Кофи Аннану. Поскольку именно Генсек Организации Объединенных Наций и Специальный посланник Лиги Арабских Государств обратили внимание мировой общественности на якобы «тяжелейшее положение прав человека в Сирии». Дескать, более года назад так называемые «сирийские демократические силы» выступили против «диктатора Башара Асада», подняв мятеж, подобный тунисскому, египетскому и даже в чем-то ливийскому. С каким-то странным настроением по западным информационным каналам передавались сообщения о «жестоком подавлении выступлений рабочих в городе Дераа», о «стачке шахтеров Эс-Сувейды», и, наконец, даже о расстреле мирных жителей в порту Катаны. И это ничего, что в городе Дераа нет каких-либо крупных заводов, в Эс-Сувейде – шахт, а Катана вообще находится неподалеку от границы с Ливаном, где моря нет и в помине. «Наша задача – пожаловаться на Башара Асада, а каким образом это будет сделано, нас не волнует, — сказал один из лидеров сирийской оппозиции Сахди ас-Садр. – Пусть в нас поверит ООН, хоть и мы и не намерены выслушивать все рекомендации этой структуры. Пан Ги Мун и Кофи Аннан хороши уже тем, что они поверили в наши цифры».
«Наши цифры» — это относительно просто. По некоторым данным, в ходе вооруженного гражданского противостоянии в Сирии погибли около 30 тысяч человек; еще более 300 тысяч стали беженцами. При этом местная оппозиция заявляет о «систематическом уничтожении мирных жителей со стороны военщины Башара Асада». Но вот ведь в чем дело – большая часть погибших в этом противостоянии – именно военнослужащие правительственных сил, а беженцы, получившие временный приют в Турции и Ливане, покинули свои дома исключительно из-за опасения повторения хаоса, возникшего после создания в южных районах Сирии «антиправительственного оплота».
До недавнего времени президент Сирии Башар Асад пытался противостоять пресловутому «оплоту» в одиночку. По большому счету, его можно понять – на протяжении последних сорока лет страна самостоятельно решала свои проблемы, выживая в условиях жесточайших экономических санкций со стороны США и ряда европейских государств. Именно Сирия в свое время ассоциировалась с самой стабильной страной арабского мира, сдерживая рост цен на нефть и являясь посредником в ливано-израильских переговорах. Теперь, похоже, посредники понадобятся самой Сирии.
Согласно официально информации, 21 апреля нынешнего года Совет Безопасности ООН принял Резолюцию, которой учредил на период в 90 дней Миссию ООН по наблюдению в Сирии «в составе первоначально развертываемых невооруженных военных наблюдателей численностью до 300 человек, а также соответствующего гражданского компонента». Мандат миссии будет заключаться в наблюдении за прекращением вооруженного насилия всеми сторонами во всех его формах, а также наблюдении и поддержке в полном объеме плана из шести пунктов, который был предложен Специальным посланником ООН и ЛАГ. Следует особенно отметить, что в число первых 30 эмиссаров уже включены представители дипломатических структур России.
«Очередь – за Украиной, — сказала корреспонденту агентства «ГолосUA” специальный наблюдатель ООН Ванесса Ле Роа. – Ни для кого не секрет, что именно Киев, который еще со времен СССР имел свой голос в Организации Объединенных Наций, сейчас может стать активным участником мирного процесса в Сирийской Арабской Республике. «Сирийскую роль» Украины трудно переоценить – к мнению официального Киева до сих пор прислушиваются на Ближнем Востоке, в частности, и в Северной Африке в целом». Собеседница агентства подчеркнула, что именно давние связи Украины и САР вполне могут стать тем «катализатором мирных взаимоотношений», который докажет состоятельность политики Киева в регионе. Жаль, что в списках потенциальных миротворцев пока нет украинских экспертов, но это вопрос времени, констатировала Ванесса Ле Роа. И добавила, что полномасштабное возвращение Украины в ближневосточную и арабскую политику будет по праву воспринято как «возвращение легенды». /> А как эта самая легенда оправдает себя в условиях западных стандартов по отношению к Сирии – остается только догадываться.