Россия и Китай наложили вето на резолюцию по Сирии с целью предотвратить вмешательство Запада во внутренние дела этой страны, а также экономические санкции против нее, что могло усугубить и не без того сложное положение сирийского народа. С другой стороны, правительственные силы чрезмерно использовали свою власть для искоренения любой попытки противостояния масс, недовольных режимом Аль-Ассада. В некоторых СМИ появились ужасающие картины убийства сотен невинных людей в Хамсе. По независимым подсчетам, было убито более трехсот людей, среди них дети и женщины.
Мы понимаем, что сирийский вопрос переходит на стадию международных взаиморасчетов и ультиматумов сверхдержав, ведь когда вопрос касается интересов субъектов геополитики в глобальном масштабе, то жизни обыденных людей, к сожалению, – просто статистика и издержки политического производства.
История знала подобные поворотные события, например, когда Советский Союз использовал свой авторитет и мощь, предотвратив военное вмешательство трех сверхдержав в Египет в 1956-57 годах, когда Гамаль Абдель-Насер принял судьбоносное решение о национализации Суэцкого канала, что стало беспрецедентным событием. Тогда он использовал довольно напряженную международную обстановку для продвижения самого себя как национального лидера не только в Египте, но и во всем арабском мире. А Хрущев в это время усматривал возможность реабилитации внешнеполитического курса Кремля.
Именно этот ход сейчас и использует режим Аль-Ассада. Осознавая важность своего положения в системе противовесов между Западом и Востоком, он продолжает форсировать фронт подавления революций и восстаний. Пока Москва и Пекин, в свою очередь, ведут торги с западными державами, быть может, этот режим станцует свой последний вальс. Россия, находясь в преддверии президентских выборов, осознает важность революционных рокировок на Ближнем Востоке, потому что и сама может стать ареной подобных сценариев. Один из российских чиновников, как передают СМИ, упомянул о том, что Аль-Ассад будет у власти до того времени, пока Путин будет у власти в Кремле. Так что позиция Кремля исходит из собственных интересов России и не имеет никакого отношения к количеству жертв военного противостояния сторон в Сирии.
И тут история снова повторяет себя. «Путинская» Россия, как и тогда «хрущевский» Советский Союз, непременно воспользуется этим кризисом, дабы реабилитировать мощь России и ее авторитет на международной арене. С другой стороны, предвыборная кампания кандидата в президенты премьер-министра Владимира Путина заставляет вести себя именно таким образом и заявить о себе, как о государственном деятеле, который беспокоится о международной репутации своего могучего государства. Так что павшие жертвы в сирийских городах по закону политического жанра можно считать топливом для раскрутки имиджа кандидата в президенты. Это не циничная позиция, а скорее истинный, горький поворот истории, что уже неоднократно происходило в нашей цивилизации.
Последнее решение Лиги арабских государств об отправлении в Сирию арабских и международных миротворцев стало лакмусовой бумажкой того, что происходит на самом деле: арабский мир расколот на два лагеря, ставши заложником большой игры на Ближнем Востоке. Мы видим, что западные державы, которые, по идее, должны быть первыми заинтересованы в отправлении своих войск, дабы сохранить жизни безоружных граждан Сирии, занимают выжидательную позицию и не торопятся. Ведь ни одна демократическая страна не повторит опыт Кремля, который отправил своих солдат в Афганистан, где орудовали террористические отряды и банды наемных убийц, о чем говорится во многих авторитетных СМИ мира.
И Франция, и США, и ряд других европейских государств, даже Россия, сейчас находятся накануне предвыборных испытаний, посему отправление своих солдат туда, где они могут стать заложниками еще не «сформировавшегося до конца» кризиса, может отрицательно повлиять на результаты выборов, вот почему Запад не спешит поддержать решение ЛАГ. С прагматической точки зрения, мы понимаем позицию стран Арабского залива в этом вопросе, она исходит чисто из логики самосохранения. Кроме того, увядающая роль Египта, позже и Сирии, непременно даст возможность странам Залива занимать лидирующие позиции в арабском мире, особенно Катару, учитывая их материальные ресурсы, в то время как постреволюционные арабские общества остро нуждаются в денежных инъекциях для восстановления национальных экономик.
Многие арабские аналитики, вовлеченные в эту игру, считают, что Кремль поддерживает Аль-Ассада чисто из экономических соображений, и стараются вбить эту позицию в сознание многих людей, которые следят за событиями в Сирии через каналы Аль-Джазира и Аль-Арабия. Но на самом деле объем товарооборота между Россией и Западом, а также некоторыми арабскими странами, на несколько порядков выше, чем тот мизерный показатель объема продажи вооружения и техники двойного назначения сирийскому режиму, что делает тот аргумент попросту необоснованным.
Украина находится в очень затруднительном положении, поэтому ее внешнеполитическая позиция в отношении сирийского вопроса продиктована только ее собственными интересами, ведь Сирия считается одним из важных партнеров после России и Китая. Любая политическая рокировка там может отрицательно повлиять на интересы нашего государства. Чем раньше будет стабилизирована обстановка и восстановлена экономика в Сирии, тем лучше для Украины, в том числе с гуманитарной точки зрения, ведь там проживают тысячи украинских граждан, которые либо состоят в браке, либо работают над совместными проектами. Залог этого успеха – недопущение вмешательства иностранных государств. В противном случае, все может закончиться либо по иракскому, либо по ливийскому сценарию. Ни то, ни другое не допустимо.
Дамаск посетил глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров вместе с главой Службы внешней разведки Михаилом Фрадковым с целью найти пути разрешения политического кризиса в Сирии. Была предложена дорожная карта, суть которой заключается в том, чтобы немедленно провести необходимые реформы с целью перезагрузки политической и социально-экономической обстановки. /> Но «ястребы» усмотрели в присутствии чиновника российских спецслужб намек на то, что Кремль дает карт-бланш режиму Аль-Ассада на проведение операций с помощью российских военных специалистов. Некоторые западные СМИ даже освещали темы о якобы предоставлении российской стороной Дамаску спутниковых снимков, где четко определены позиции Сирийской свободной повстанческой армии и других вооруженных формирований. В тот же день сотни тысяч сирийцев вышли на улицы, приветствуя российских эмиссаров. Это был своего рода ответ тем, кто форсирует сценарий иностранного вмешательства.
Исходя из многолетней практики военного сотрудничества между Дамаском и Москвой и явной заинтересованности России в сохранении status quo этой страны, не исключено, что военные специалисты России оказывают оперативную помощь в штабах регулярной армии режима Аль-Ассада. С другой стороны, западные державы посредством высказываний некоторых арабских лидеров предлагают вооружать и обмундировать повстанцев с целью защиты и обороны. Это напоминает нам высказанные аргументы еще накануне принятия резолюций №1970 и №1973 по ливийскому вопросу в Совбезе. Поэтому именно сирийский кризис может стать предвестником распада однополярной геополитики и ареной противостояния Запада и Востока в широком смысле этого слова.
Сирийская регулярная армия, в отличие от тунисской и египетской, вступила в политическую игру с самого начала кризиса в силу объективных причин: Сирия считается бьющимся сердцем Ближнего Востока, и любое нарушение в системе противовесов в этом весьма важном нефтеносном регионе может спровоцировать «мировую» войну. Любая внутриполитическая дестабилизация непременно приведет к внешнеполитическому дисбалансу, исходя из важности Сирии, которая находится в эпицентре энергетических магистралей и является связующим узлом интересов России и Китая – вот почему армия стала заложником, казалось бы, революционных событий внутри страны. Солдаты и офицеры этой армии – граждане Сирии, и то, что они становятся мишенями вооруженного конфликта, вынуждает любого наблюдателя за происходящим быть солидарным с теми, кто выступает против вмешательства иностранных держав во внутренние дела Сирии.
Что касается сирийской оппозиции, то она довольно разношерстна, ее можно делить на внутреннюю и внешнюю, или зарубежную. Всегда, как в иракском, так и в ливийском вопросе, именно внешняя или зарубежная оппозиция, поддерживаемая западными странами, выехала на танках оккупантов, чтобы занимать руководящие посты в новых «демократиях». Естественно, народ их не избирал и ничего о них не знал до того, пока они не начали появляться на телеэкранах и полосах газет. Именно эта оппозиция из числа деловых людей, отколовшихся от режима, и разных лиц, заинтересованных в переменах, считается удобным инструментом манипуляции общественного сознания.
Один из таких субъектов оппозиционной деятельности – Сирийский национальный совет, поддерживаемый, в основном, Турцией. Именно на него делается ставка, как на сменщика режима Аль-Ассада. Его возглавляет господин Бурхан Гальюн, который отстаивает непримиримую позицию и занимается дискредитацией и разоблачением оплошностей и ошибок действующей власти. Есть и внутренняя оппозиция из числа бывших политзаключенных и активистов гражданского общества, которые на собственной шкуре ощутили прелести репрессивной машины Аль-Ассада. Именно они сейчас ведут «срежиссированные» переговоры с властью, которые освещают местные официальные СМИ в Сирии. И та, и другая оппозиция на самом деле не отвечает истинным патриотическим требованиям.
Недавно известный сирийский поэт и эссеист Адонис, один из кандидатов в лауреаты Нобелевской премии, заявил через СМИ о том, что нельзя рассчитывать на «кукловодную» оппозицию и нужно сформировать новый политический фронт из числа истинных патриотов Сирии, который мог бы стать одним из действенных субъектов политической трансформации в пост-ассадовской Сирии. Именно эта карта, по мнению многих авторитетных экспертов, является выигрышной и прагматичной, ведь сирийский народ имеет замечательный оппозиционный резерв.
Мы имеем в виду творческий потенциал сирийских поэтов, художников, предпринимателей и тех, кто действительно готов к самопожертвованию ради своей родины. России вместе с Китаем нужно активизировать этот оппозиционный резерв, который не входит в расчеты ни Пентагона, ни Парижа, ни Стамбула, именно как инструмент давления на хорошо отформатированные шаблоны, изготовленные в недрах западных спецслужб и финансированные некоторыми заинтересованными странами в регионе.
Чтобы не происходило, арабский мир всегда будет разделен на консервативные и авторитарные режимы, последние иногда называют революционными. Мы видим, что «арабская весна» затронула именно так называемые революционные режимы в силу многих объективных причин.
Во-первых, их курс сопряжен с коррупционными и репрессивными схемами управления государственными делами. Их госресурсы монополизированы определенными кланами, которые уже давно срослись с политическим режимом и военной машиной. Такое положение уязвимо в условиях глобальной игры и нарастания напряжения в обществе. Похожая ситуация была в Тунисе, Ливии и Египте, нынче она наблюдается в Сирии и многих других странах. В это же время правящие семьи королевств Саудовская Аравия, Бахрейн и Кувейт, как мы видим, не обделили своих граждан, и каждая семья обладает более-менее необходимой мотивацией, чтоб не идти против воли своих лидеров. Кроме того, в этих странах присутствует либеральная экономика, дающая возможность гражданам самореализоваться и быть необделенными хотя бы в своих житейских правах. Хотя все-таки наблюдается потенциал политического развития событий, особенно в Кувейте, где недавно проходили парламентские выборы, приведшие к власти исламистов, так что можно сказать, что арабская весна здесь тоже присутствовала, но носила эволюционный, а не революционный характер.
Детонатором любого народного восстания остается социально-экономическая проблема. Если бы был социальный лифт, который бы стал орудием распределения ролей в государстве и дал бы возможность молодежи, особенно политически активной ее части, принимать непосредственное участие в управлении государственными делами, то арабская весна не проявлялась бы таким варварским способом, как это было в Ливии, а сейчас происходит в Сирии.
Проблема арабского социума заключается в том, что бывшие метрополии, уходя из своих колоний, расставляли капканы и ловушки. Колонии походили на минные поля, и в любое время могла дернуться нить и спровоцировать локальный или точечный конфликт. Явный этому пример – Республика Ливан, где распределение политических функций и поныне носит конфессиональный характер, что противоречит всем канонам демократии, которые исповедует сама Франция. Она же, уходя из Алжира, оставила по себе хорошо продуманный механизм управления административно-территориальными вопросами. Сегодня, заходя в любое госучреждение, трудно понять, где вы находитесь: на территории Франции или независимого и суверенного государства Алжир. Система управления, образования, делопроизводства идентична тому, что делается во французских департаментах.
Вот почему история Алжира, изложенная в учебниках и научных трудах периода колонии, то есть с 1830 г. по 1962 г., искажена, фальсифицирована. Даже фамилии людей, их этническое происхождение были переписаны до неузнаваемости и сейчас очень трудно проследить генеалогическое дерево людей, проживающих в этой стране. Франция и поныне вмешивается во внутренние дела Алжира в грубой явочной форме. Прекращение избирательного процесса в январе 1992 г. и отмена демократического курса развития общества, естественно, были продиктованы западными державами, в т. ч. Францией и США. Сотни, даже тысячи молодых алжирцев покидают свою страну в поисках лучшей жизни в странах Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и Арабского залива. Мы видим, что вопрос переформатирования политического режима не может проходить хаотично и революционно, это противопоказано, нужно воспитывать элиты еще со школьной скамьи, реабилитировать систему образования и здравоохранения, вернуться к традиционным устоям.
Самая удачная, на наш взгляд, формула развития постколониальных государств, особенно в арабском мире, — это объединение всех прогрессивных сил во всех странах в один политический строй, который коррелировался бы с системой ценностей ислама как канонической религии. Обязательным условием является уважение и гарантии свобод и прав нацменьшинств, а также других конфессий, которые исторически жили бок о бок с мусульманами. Именно эти положения зафиксированы во всех международных конвенциях. Потому что когда народ начинает ревизию своего развития, ни одна сверхдержава, какой бы военной мощью она не обладала, не сможет корректировать этот курс, даже если речь идет о малочисленной нации.
Вернемся к Сирии. Мы видим, что как режим Аль-Ассада, так и международное сообщество, пытаются придать кризису конфессиональный характер, мол, военизированные отряды, финансированные врагами, пытаются дестабилизировать обстановку в Сирии. Уже запад признали факт присутствия ячеек «Аль-Каиды» на территории Сирии, что действительно угрожает суверенитету и территориальной целостности этой страны. А дальнейшая эскалация кризиса может по принципу домино дестабилизировать весь регион, превращая этот важный участок Земли в руины.
Безусловно, Сирия является стратегически важным государством в системе мировой и региональной безопасности. И сейчас чуть ли не каждое государство стремится восполнить этот вакуум своими собственными интересами, включая Россию и Китай, о чем свидетельствует их голосование «против» на недавнем Совете Безопасности. Мы видели, как представитель Сирии Аль-Джафари искал аргументы в оправдание политики своего президента, дескать, его правительство хочет процветания и добра для всего сирийского народа, будь-то оппозиция или их сторонники. С другой стороны, представитель Катара премьер-министр и министр иностранных дел шейх Хамад Бен Джасим Аль-Тани в своей речи заявил, что именно поведение сирийского режима вынуждает арабское сообщество апеллировать к международным организациям в поиске решения и давления на сирийское руководство изменить свою политику и не проливать кровь.
Остается одна проблема – это уровень сознания патриотизма и ответственности каждого отдельно взятого гражданина своей страны. Во время событий «оранжевой революции» в Украине мы видели, что люди со всех баррикад вели себя цивилизованно, миролюбиво и ответственно, а политическое руководство Президента Леонида Кучмы и премьера Виктора Януковича, публично заявило, что не допустит пролития крови. Это свидетельствует о глубокой мудрости этого славянского государства, хотя попытки провокаций предпринимались со всех сторон.
Мы видим, что официальная позиция МИДа Украины уравновешена и дипломатична. Во-первых, Украина заинтересована в стабильности государства с целью продолжать экономическое и торговое сотрудничество, которое является актуальным и продуктивным для нашей экономики. Во-вторых, Украина закладывает в свою внешнюю политику будущую стратегию разрешения потенциальных региональных конфликтов и недопущения вмешательства третьих сторон в замороженные конфликты, придерживаясь своего рода принципа позитивного нейтралитета, что вписывается в национальную доктрину молодой демократии.