Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что Дамаск не повторит судьбу Туниса, Каира и тем более Триполи, ставших заложниками «арабской весны» и практически в одночасье превратившихся в столицы раздираемых внутренними противоречиями стран. Власть Сирии наглядно продемонстрировала всему миру, что так называемые «революционные веяния» в Северной Африке и на Ближнем Востоке вполне могут разбиться о хорошо функционирующую систему государственности. Систему, категорически не допускающую хаоса, но готовую принять конструктивную критику и предложения «ближайших соседей» и «доброжелательно настроенных советчиков». К последней категории сирийское правительство уверенно причисляет украинских дипломатов.
Традиционное радиообращение к согражданам президента Сирии Башара Асада в минувшую пятницу более напоминало философское размышление над судьбами отечества в стиле Бенедикта Спинозы, нежели банальную констатацию происходящих в стране событий. Впрочем, констатировать главе государства до сих пор остается только одно: сирийское общество все-таки выживает, несмотря на сильнейшее экономическое давление со стороны США, угрозу введения политических санкций руководством Европейского Союза и, наконец, активную подрывную деятельность так называемой «местной оппозиции». Кстати, пресловутые сирийские «оппозиционеры» с завидным упорством противостоят всему тому, что хоть в какой-то степени ассоциируется с цивилизованным образом жизни среднестатистического человека.
Так, например, один из лидеров повстанцев Ахад Салем, чьи боевики до сих пор контролируют целые районы в городах Дераа и Эль-Хамма (Юго-запад Сирии), призвал сторонников ни много, ни мало – стать «предвестниками анархии». «Нужно убивать любого противника, включая военных и полицейских, взрывать здания банков и госучреждений, отравлять воду, разрушать дома, высота которых превышает два этажа», и даже «уничтожать все системы связи, включая спутниковую», — говорится в листовках, распространяемых окружением Салема. Но и это еще не все. «Бунтари», похоже, окончательно вознамерились покончить с прошлым, предлагая «разобрать на запчасти автомобили, закрыть магазины, и – что особенно показательно – ликвидировать школы и высшие учебные заведения.
«Мы боремся с фанатиками и мракобесами, желающими превратить наше государство в безграмотную средневековую общину, — отметил в радиообращении Башар Асад. – Лично я не хочу, дабы процветающая сегодня Сирия погрузилась в пучину мрака и беззакония. А вы?».
Риторический президентский вопрос касался не только самих сирийцев. Скорее, он был обращен к международному сообществу, которое на протяжении последних нескольких месяцев почему-то активно пытается представить антитеррористические акции спецподразделений полиции и армии Сирии, как «войну против инакомыслящих». В сводках Госдепартамента США указывается, например, что за время противостояния оппозиции и правительства в регионе погибло около пяти тысяч человек. Авторы отчетов не уточняют, что более трех тысяч жертв этого противостояния – никто иные, как сирийские военные, а еще не менее полутора тысяч мирных граждан стали жертвами непрекращающихся терактов, устраиваемых теми же повстанцами.
Каким-то непонятным образом донесения представителей комиссии Лиги арабских государств (ЛАГ), посетивших Сирию для дачи собственной – независимой – оценки происходящему, попадают в западную прессу в «купированном варианте». В частности, официальные Вашингтон и Брюссель обрушились с критикой на «режим Асада» за якобы учиненный в городе Хомс (Западная Сирия) «кровавый разгон мирной демонстрации», в результате чего были убиты 50 мирных жителей. Американские и европейские аналитики, по всей видимости, не придали значения комментарию к этой новости, где было сказано буквально следующее: «Наиболее активные митингующие, призвав вырезать всех женщин, носящих европейскую одежду, открыли беспорядочный огонь по посетителям местного кафе. Ситуацию взяли под контроль лишь прибывшие к месту происшествия военнослужащие». И так далее; подобных донесений, в разное время подвергшихся «политкорректной цензуре», можно насчитать сотни.
Возможно, в глазах западной общественности Асад сотоварищи еще долгое время оставался бы «жестоким кровавым диктатором, пресекающим любое проявление свободомыслия», если бы «повстанцы», то ли по причине скудоумия, то ли из попросту бандитских соображений, не испортили «идиллическую отчетную картину». На днях группа неизвестных после захвата полицейских казарм в городе Эс-Субейда зверски убила сотрудника «Красного полумесяца» и серьезно покалечила переводчика дипломатической миссии при Лиге арабских государств.
А 26 января нынешнего года люди, именующие себя «Стражами антибашаровской революции», похитили неподалеку от границы с Ираком 11 иранских паломников. Уже через день после описываемых событий сирийские пограничники уничтожили группу боевиков, пытавшихся проникнуть в Сирию со стороны неконтролируемых правительством курдских районов Турции. У всех ликвидированных преступников были арабские паспорта и пропагандистская литература, в которой авторы доказывали необходимость «разрушения любого государства для провозглашения шариатского мира».
Не в последнюю очередь, именно поэтому Совет Безопасности Организации Объединенных Наций сегодня отказывается от рассмотрения вопроса о введении новых – очередных – санкций против Дамаска и требования немедленной отставки Башара Асада. «Складывается вполне оправданное впечатление, что действующая сирийская власть выработала иммунитет как против агрессии со стороны собственных боевиков, так и в отношении давления со стороны мирового сообщества, — сказала в интервью агентству «ГолосUA” специальный представитель ООН Ванесса ле Роа. – И, несмотря на то, что Асаду становится все сложнее доказывать миру свою правоту, он не намерен отказываться от курса на сохранение государственности Сирии».
Накануне с официальным обращением к сирийскому президенту выступил Генсек ООН Пан Ги Мун, который подчеркнул, что мир и стабильность в регионе зависят исключительно от желания официального Дамаска пойти на «широкие переговоры с оппозицией». «Избежать дальнейшего кровопролития можно исключительно путем консультаций власти Сирии с протестующими. Естественно, при посредничестве третьей стороны – иностранных дипломатов», — сказал, в частности он. Следует особенно отметить, что в качестве главных посредников в этом деле в Совбезе рассматривают даже не Соединенные Штаты или, например, Великобританию и Францию, а, в основном, Россию, Украину, Китай и Турцию. По мнению аналитиков, именно эти страны сегодня могут оказать существенное влияние на ход общественно-политических процессов в Сирийской Арабской Республике.
Напомним, что Москва и Киев еще со времен СССР поддерживали самые тесные контакты с Дамаском и традиционно оказывают большое влияние на команду Башара Асада. Пекин и Турция разработали собственные планы выхода Сирии из сложившейся ситуации, и эти планы будут озвучены на ближайшем заседании Совета Безопасности. И еще один аспект: среди «сирийских оппозиционеров», занимающих «умеренную антиправительственную позицию», немало людей, готовых прислушаться к мнению российских и украинских дипломатов. По крайней мере, об этом заявляют в стане некоего Махмуда Дабаля, объявившего себя, ни много ни мало, «губернатором Южной Сирии». Соперник Салема за симпатии радикально настроенных сограждан, Дабаль, учившийся в Советском Союзе, открыто говорит, что готов сесть за стол переговоров с Асадом при условии присутствия посланников из Москвы и Киева.
Впрочем, президент Асад идти на мирные переговоры с оппозицией, в которых главным условием будет его отставка и передача власти временному правительству, не согласен. Как не согласны и его сторонники, в ходе массовых демонстраций в Дамаске и Халебе клянущихся «отстаивать родину и не дать превратить ее во вторую Ливию».
Как бы то ни было, а погасить огонь вражды в Сирии без помощи посредников будет крайне сложно. Ибо слишком уж стойкий иммунитет выработала против агрессии оппозиции сирийская власть.