Система лицензирования врачей в Украине, предложенная в 2018 году Минздравом, не должна охватывать всех без исключения специалистов. Без лицензии могут адекватно исполнять свои обязанности врачи в стационарах, например.
Об этом корреспонденту ГолосUA сообщил глава Общественного совета при Минздраве Украины 2015-2017 гг., врач неотложных состояний, ассистент кафедры социальной медицины НМУ им. Богомольца Максим Ионов.
«В Украине сегодня выдается лицензия, если (врач) открывает свою фирму, или кабинет приема, или медицинское предприятие с ограниченной ответственностью, частные структуры. Им, я согласен, что Минздрав предлагает семейному врачу открывать физлицо-предпринимателя (ФЛП), им, пожалуйста, давайте лицензии, проверяйте их три года. Но зачем давать лицензии всем врачам? На сайте официальном Минздрава опубликована Концепция реформы экстренной помощи и, в частности, концепция нового лицензирования врачей. Это новшество не до конца понятно, многих врачей это пугает. Ведь теперь работающим в бригаде скорой помощи придется каждые три года проходить аттестацию. А что будет с теми, кто в профильных больницах? Узкий специалист, который работает в системе здравоохранения в составе штата в профильных больницах, ему вообще нет смысла получать лицензии, которые предлагают. Зачем хирургу, который работает в стационаре, или в узкоспециализированном учреждении? Зачем ему лицензия, которую он каждые три года должен подтверждать, если у него есть законное право, полученное им после окончания учебы, после окончания учебы?», — спрашивает эксперт.
Врач пояснил: на сегодня в Украине врачи, окончившие медицинский институт, получают сертификат, подтверждающий их профпригодность. Потом медики обязаны каждые пять лет подтверждать свою профессиональную пригодность на курсах аттестации. Эта система достаточна для того, чтобы определять квалификацию врача.
«Сегодня лицензия врача в Украине это, допустим, мой сертификат и сертификат моих коллег, которые мы получаем после интернатуры. Это, грубо говоря, наша лицензия, которую мы каждые пять лет на курсах аттестации мы подтверждаем, готовимся, и как бы оно морально не устарело, мы все равно эти экзамены сдаем. Да, надо менять эти подходы, надо совершенствовать, но притягивать за уши ту систему сюда, которая есть на Западе, где-то за океаном , что у каждого врача своя лицензия и он должен ее подтверждать … для меня это выглядит нелепо», — уточнил эксперт.
Врач М.Ионова также выразил удивление, что государство объясняет необходимость внедрения лицензирования тем, что в Украине зафиксирована высокая смертность. По его мнению, данное обстоятельство не связано с тем, есть у врача лицензия или нет.
«Меня очень сильно возмущает, я читал этот проект Концепции лицензирования, я по этому поводу высказывался – предлог всему этому якобы то, что в Украине очень высокая смертность и низкая квалификация медкадров и нужно пересматривать систему аттестации, лицензирования, чтобы улучшить демографическую ситуацию… так, приблизительно. Но это настолько некомпетентно описано, что означает «вешать всех собак» на медиков, их во всем обвинять. Это кстати, такая тенденция, когда Минздрав во всех проблемах отрасли обвиняет врачей. Они всех поголовно обвиняют в коррупции, непрофессионализме, но меня это возмущает: я не верю, что у нас все врачи коррупционеры и все управленцы – люди, связанные в преступных схемах», – добавил он.
Напомним, в 2018 году в Украине введут систему лицензирования врачей, которая заменит существующую сегодня аттестацию. Лицензию на деятельность будет выдавать специальный лицензионный совет при Министерстве здравоохранения, заявила и. о. главы Минздрава Уляна Супрун.
По ее словам, внедрение лицензирования врачей предусматривает новую систему оценки их знаний. «Будет только одна пересдача экзамена. Не будет больше аттестации, а будет лицензия, которую они должны подтверждать каждые 2-3 года», — отметила Супрун. Также предполагается система приостановки лицензии.
Переход на лицензирование, по словам Супрун, будет проходить с 2020 до 2024 года. Украинские лицензии будут признаваться в ЕС, США и других странах.