Снижение тарифов на транзит газа через территорию Украины, о чем ранее сообщили в Нацкомиссии по вопросам регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), в условиях не реформированного рынка газа, не окажет никакого влияния на цену за газ для населения, но нацелено на западных партнеров, которых таким образом мотивируют для использования украинской ГТС.
Такое мнение в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.
«Ровно три года назад, в декабре 2015 года, было утверждено решение НКРЕКУ о повышении тарифов на транзит газа через территорию Украины практически на тот самый уровень, до которого сейчас понижены тарифы. Таким образом, ситуация была отыграна назад», — сказал эксперт.
Ю. Корольчук также напомнил, что тогда в «Нафтогазе» данный шаг встретили одобрительно. В частности, Витренко отметил, что это было сделано в отместку «Газпрому». Теперь в «Нафтогазе» на заявление НКРЕКУ точно также отреагировали положительно.
«Последние два года в «Нафтогазе» говорили о том, что данные тарифы на транзит газа будут снижены, лишь бы он и далее проходил через территорию Украины. Так как есть «Северный поток-2», а также «Турецкий поток». Просто потому, что это позволит украинской ГТС функционировать и далее», — отметил он.
Аналитик добавил, что особенность Украины состоит в том, что вместо постепенного перехода к рыночным отношениям, основу которых составляет конкуренция, был выбран второй, менее безопасный вариант, интенсивный и сопряженный с проблемами.
«Первый путь скорее экстенсивный, нежели интенсивный и долгий. Поэтому, мы могли бы прийти к конкуренции на рынке газа, когда это положительно сказывалось бы в том числе и на потребителях, в плане понижения тарифов. Но был выбран другой путь. Хотя, при этом, нужно отметить, что, к примеру, в европейских странах — Польше, Чехии, Германии, Италии конкуренция на газовом рынке является скорее виртуальной, нежели действительной», — объяснил эксперт.
По словам Ю . Корольчука, причина этого в том, что изо всех компаний, представленных в Европе, остается несколько, которые монополизируют рынок. Он также сказал, что когда есть 90 компаний, то можно выбрать, по какой цене потребителю выгодно покупать газ – на один цент выше или ниже. Но проблема в том, что условия договора на пользование услугами того или иного оператора не всегда выгодно для потребителя.
«В данный момент политики в Украине занимаются популизмом и спекулируют перед населением на словах о том, насколько будут снижены тарифы на газ в случае победы того или иного кандидата. Но если в будущем никаких изменений не произойдет, то понижение цены на газ весьма маловероятно», — отметил аналитик.
Он уточнил, что главная задача состоит в том, чтобы изменить ситуацию на рынке газа в целом. Но, так в Украине реформа рынка газа, которая якобы произошла, на самом деле ничего не изменила, и ситуация осталась в прежнем состоянии. Поэтому, когда европейские партнеры увидели, что данная «реформа» привела к монополизации рынка «Нафтогазом», то они решили возобновлять отношения с «Газпромом».
«Данное НКРЕКУ решение имеет явно технический, формальный характер и не оказывает влияния на цену за газ для населения. И подтверждает спекулятивную позицию «Нафтогаза». Который так же, как и три года назад одобряет понижение тарифа за транзит газа. Причем аргументация со стороны компании по данному вопросу вообще отсутствует. Поэтому в данном случае, данное действие направлено на внимание европейских партнеров, чтобы мотивировать их использовать украинскую ГТС», — подытожил Ю. Корольчук.
Напомним, что 27 ноября, глава НКРЭКУ Оксана Кривенко сообщила в Facebook, что на заседании комиссия одобрила проект постановления об уменьшении вдвое тарифов на услуги транспортировки газа для точек входа и точек выхода.
«Сегодня одобрили проект постановления НКРЭКУ, который предусматривает уменьшение более чем вдвое тарифов на услуги транспортировки газа для точек входа и точек выхода. Новый тариф позволит повысить конкурентоспособность ГТС, открыть новые возможности для газодобытчиков и одновременно покрыть все операционные расходы оператора газотранспортной системы и обеспечить достаточный уровень прибыли для капитальных инвестиций», — отметила Кривенко.