Снижение цен на бензин и дизельное топливо на цену 1 доллар +/-10 центов связаны как с объективными, так и с субъективными причинами украинского рынка нефтепродуктов.
Такое мнение в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил эксперт в сфере энергетики и руководитель специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
«Нужно дать объяснение тому, почему снижения цен произошло именно на 1 доллар +/-10 центов. Дело в том, что украинский рынок реагирует на все изменения внешней конъюнктуры, изменения курса национальной валюты и спроса. Но украинский рынок перегрет и величина перегрева как раз и составляет 1 доллар +/-10 центов», — заключил Г. Рябцев.
Данный перегрев, по словам Г. Рябцева, связан как с объективными, так и с субъективными.
«Объективная причина для трейдеров – это наличие нелегального производства и реализации топлива. Имея конкурентов, которые конкурируют не цивилизованно и получают преимущество благодаря неуплате налогов и сборов, легальные трейдеры вынуждены закладывать в цены риски, связанные с нецивилизованной конкуренцией», — добавил аналитик.
Также, по его словам, одним из условий трейдеров, по которым они согласились снизить цены, как раз и заключалось в том, что власть должна помочь убрать с рынка, не цивилизованных конкурентов.
«Первая субъективная причина связана с тем, что трейдеры, зная, что на рынке нет органа государственной власти, ответственного за надзор и контроль, а также, зная, что на рынке отсутствует система контроля качества безопасности топлива, злоупотребляли», -добавил Г. Рябцев.
Также он уточнил, что злоупотребления состояли в установлении наценки на именное топливо (которое отличается от А-95 или дизеля), не соответствующей тому приросту эксплуатационных характеристик, которые реально дает, к примеру, пакет присадок, существующего в этом топливе. Раньше, когда были Евро-2, Евро-4, Евро-5 (экологические стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах), это имело хоть какое-то смысл. Теперь же это смысла не имеет, но наценка сохранилась.
«Вторая субъективная причина состоит в том, что конкуренция с ценами на стеле перешла в конкуренцию программами лояльности. Это очень выгодно, поскольку ни одному из потребителей не в состоянии разобраться, каким же именно топливом ему заправляться. Но в итоге это привело к тому, что в цене бензина «сидит» еще и скидка, которая предоставляется лояльным клиентам», — подытожил Г. Рябцев.
Напомним, консалтинговая компания UPECO со ссылкой на данные ежедневного ценового мониторинга рынка нефтепродуктов сообщила, что сетевые операторы с 24 по 26 декабря снизили цены на бензин и дизельное топливо на 10-90 копеек за литр.