Низкооплачиваемые рабочие места, предлагаемые премьер-министром Денисом Шмыгалем, не смогут обеспечить преодоление безработицы, так как они создаются в тех сферах, которые не будут перспективными и куда не будут вкладываться государственные инвестиции.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщил эксперт Growford Institute Алексей Кущ.
По его словам, в условиях кризиса, возникшего в результате пандемии коронавируса, государству следовало бы использовать антицикличную политику занятости.
«В условиях, когда идет разрушающийся стиль деловой активности, рыночные механизмы не заставят предпринимателя платить зарплаты сотрудникам своей компании, которая несет убытки. Предприниматель, у которого нет денег, просто сокращает персонал. Государство в этом случае должно идти против течения и, наоборот, создавать рабочие места и проводит государственные инвестиции», — констатировал Алексей Кущ.
Эксперт рассказал, что ключевая ошибка премьер-министра Дениса Шмыгаля, который предлагает оставшимся без работы украинцам низкооплачиваемую работу на строительстве дорог или в коммунальной сфере, заключается в том, что государственные инвестиции должны поступать в реальный сектор экономики, за которым идет создание рабочих мест.
«В его концепции – создание рабочих мест или предложение существующих без каких-либо государственных инвестиций. Более того, если бы премьер-министр заглянул на сайт Госстата и увидел структуру занятости населения, он бы понял, что даже если бы он в два раза увеличил количество вакансий в дорожном строительстве и коммунальной сфере, это не решило бы проблему безработицы. За счет создания рабочих мест в этих сферах можно занять несколько десятков тысяч украинцев, в то время, когда в работе нуждаются несколько миллионов. Он не понимает, что рабочие места не появляются по мановению волшебной палочки. Рабочие места появляются после вложения инвестиций в реальные сектора экономики», — уточнил Алексей Кущ.
По его мнению, создавать рабочие места с зацепкой на отход от сырьевой экономики нужно с учетом создания государством новой промышленной политики.
«Для этого нужно создавать промышленные кластеры, которые будут нацелены на относительно стабильные внутренние фокус-группы потребителей. К примеру, железная дорога даже в кризис будет перевозить грузы и она нуждается в обновлении подвижного состава. Следовательно, стоит создавать кластер железнодорожного оборудования – то есть, нам нужно создавать производство локомотивов в Украине, а не закупать их в США. Тем более, что у нас есть несколько базовых предприятий, на которых можно развить производство, и это тысячи рабочих мест. У нас развито сельское хозяйство, значит нужно создавать кластер сельхозтехники для того, чтобы фермеры покупали и использовали украинские трактора, а не приобретали их в Беларуси. И это, снова-таки, тысячи рабочих мест. Украине также создать нефтехимический кластер, возродив для этого НПЗ. Не стоит забывать об оборонке, электротехническом кластере, который позволит закупать трамваи во Львове, а не в Польше. Перспективен и кластер промышленных металлов, позволяющий производить собственную сталь, а не венгерскую. Не стоит забывать и об авиастроительном транспорте – вместо того, чтобы закупать французские вертолеты, производить их на базе запорожской «Мотор-Сичи». Необходимо развитие биотехнологического и фармацевтического кластеров. Ведь уже сейчас, когда Индия ограничивает импорт фармсырья, украинские предприятия столкнулись с его дефицитом. И таких идей много. Главное, чтобы было желание их реализовывать», — подытожил Алексей Кущ.
Напомним, в Украине семье из четырех человек будет недостаточно 8 тыс. грн в месяц для того, чтобы нормально прожить. Об этом заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в интервью «РБК-Украина».