При создании новых образовательных программ в Украине для младшей школы нужно учесть отрицательный опыт уже существующих алгоритмов обучения.
Об этом в комментарии ГолосUA заявила директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко.
«Министерство образования и науки Украины при создании учебных программ сознательно сокращает их, уменьшая учебную нагрузку на детей. Команда Минобразованя (МОН) почему-то считает: чем меньше материала будут получать дети в классе, тем лучше», — заявила Л.Ващенко.
Она рекомендует, в первую очередь, авторам образовательной программы обратиться к учителям, которые ежедневно общаются с детьми, и учесть их советы.
«Педагоги начальной школы считают, что сегодняшняя программа слишком упрощена и рассчитана на детей с минимальными учебными возможностями. Что должны делать дети со средним и высоким потенциалом? – на этот вопрос никто ответ не дает. В то же время, родители, ценностью которых остаются знания, как эталон образованности, обеспокоены примитивизацией обучения своих детей. К сожалению, создатели новой учебной концепции этого не учли», — добавила Л.Ващенко.
По словам руководителя Центра экспертизы образовательных реформ, не менее важной проблемой украинского образования является вопрос явной политической заангажированности некоторых образовательных программ.
«Политический контекст программ младшей школы поражает. И самое главное, что этот контекст не предполагает альтернатив или других позиций и не будет способствовать формированию хорошего вкуса и культуры. Особенно это прослеживается в материалах гуманитарных дисциплин, в том числе, и в новой хрестоматии. Отдельные тексты малохудожественны и примитивны по своему смысловому наполнению и способу выражения. В то время, когда наши филологи, писатели, ученые избегают анализировать литературные «шедевры» еще несозревших хрестоматийных авторов, учителя молчаливо саботируют их введение. Безусловно, мне бы тоже хотелось, чтобы мои дети и внуки развивали свои творческие способности на более оригинальных и интересных произведениях», — сказала Л.Ващенко.
И последний нюанс, на который стоит обратить внимание правительству реформаторов, по словам Л.Ващенко, это подготовка учителей к выполнению такой программы.
«Надо отметить один позитивный факт. Он заключается в том, что МОН Украины запустили онлайн -проект мастер-классов для учителей. Таким образом, у мотивированного к профессиональному развитию учителя появилась возможность познакомиться с опытом коллег и повысить свой профессиональный потенциал. Учитывая достаточно слабую систему последипломного образования, которая уже десятилетия не может ответить на профессиональные запросы наших учителей, такая форма повышения квалификации является очень оперативной и, главное, доступной (бесплатной!). Вместе с тем, формирование альтернативных курсов подготовки учителей, которые предлагают платные услуги, это лишь стремление зарабатывать еще и на обедневших педагогах. Безусловно, сегодня мы заметно отстаем от европейских школ и по разработке учебных планов, и по подготовке учителя, директора школы. Но ведь за годы независимости мы провели столько экспериментальных исследований. Некоторые из них до сих пор экспериментируют… Может стоит внимательно изучить альтернативные подходы в обучении младших школьников, на которых до сих пор неплохо зарабатывают дельцы от образования?
Напомним, министр образования Украины Лилия Гриневич на утреннем заседании Верховной Рады заявила, что на сегодняшний день, в Украине 78,5 тысячи детей от 3-х лет «стоят» в очередях на получения места в дошкольном учреждении.
Также Лилия Гриневич сообщила, что уже с 1 сентября 2018 года учителя младшей школы начнут работать по новым образовательным программам. По ее словам, на этап начальной школы отводится 4 года (с 1-2 классы – адаптационный период, 3-4 классы – более интенсивное обучение ); «потом этап базовой средней школы, которая будет называться гимназией, там 5 лет, где 5-6 классы имеют свои особенности, 7-9 классы — профильная средняя школа, разделенная на два цикла».