Принятый на днях закон о государственных закупках медицинских препаратов содержит положения, которые вызывают ряд вопросов.
Такое мнение корреспонденту ГолосUA высказала народный депутат Украины VII созыва, экс-заместитель главы парламентского Комитета по вопросам здравоохранения, заслуженный врач Украины Ирина Спирина.
«На днях Верховной Радой принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения своевременного доступа пациентов к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки)», — заявила И. Спирина.
Цель этого закона, заявленная автором в пояснительной записке — «обеспечение возможности осуществлять закупки лекарственных средств и медицинских изделий за счет государственного бюджета с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки и предоставляющих государствам и другим субъектам услуги по осуществлению закупок лекарственных средств и медицинских средств в целях применения прозрачных закупочных процедур для экономии бюджетных средств; что позволит обеспечить пациентов Украины жизненно необходимыми эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами».
«Разберемся, что же кроется за этими благими целями? Первое. В мутной воде госзакупок лекарственных средств, под видом наведения порядка, вводятся еще более непрозрачные схемы, так как не предложено четких прозрачных механизмов осуществления указанных государственных закупок», — подчеркнула И. Спирина.
«Второе. Мы не верим, что специализированные организации, осуществляющие закупки, преисполнены альтруизма и будут осуществлять свою деятельность на общественных началах. Сколько будет стоить их услуга? Не попытка ли это поставить своих посредников в закупках вместо существующих?», — добавила она.
Кроме того, по мнению депутата Верховной Рады VII созыва, текст закона перегружен малопонятными сложными формулировками, которые при этом характеризуются юридической непосредственностью.
«Почему в законе используются термины, которые не закреплены в существующем сегодня законодательстве», — удивлена И. Спирина.
«Четвертое. В законе не предусматривается возможность аннулирования регистрационного удостоверения лекарственного средства в случае несоответствия задекларированному в регистрационных документах качеству. Это необходимо, если никто даже не собирается проверять качество поставляемых препаратов», — подчеркнула заслуженный врач Украины.
Также, по ее словам, неясно, означает ли участие иностранных организаций в закупках, что более дешевые отечественные препараты не будут закупаться, что, в свою очередь, приведет к сокращению рабочих мест в фармацевтической отрасли.
«И последнее. Согласно принятому закону, предлагается, что маркировка лекарственных средств, медицинских изделий закупаемых «специализированными организациями» выполняется иностранными языками, что может вызывать трудности у потребителей по выяснению информации о наименовании производителя: количество единиц, концентрация, даты изготовления и истечения сроков годности и других данных о лекарственном средстве, изделии медицинского назначения. А что делать, если закупят препараты в странах с иероглифической письменностью? Кто и как будет определять срок годности, учитывать показания и противопоказания, которые указал производитель?», — задается вопросом экс-парламентарий.
Таким образом, И. Спирина уверена, что принятый закон под благими целями обеспечения своевременности поставок безопасных и качественных лекарственных средств и медицинских изделий, эффективности, а также экономии бюджетных средств, вносит хаос и дезорганизацию в систему закупок, закладывая основы разрушения отечественной фармацевтической отрасли.