10:40 17/10/2014

Ставленника Яценюка обвиняют в лоббировании рынка контрабанды

Министра финансов Александра Шлапака заподозрили в лоббировании интересов представителей теневого рынка алкогольной и табачной продукции. 

Эксперты и чиновники, комментируя инициативу главы Минфина об удешевлении марки акцизного налога за счет снижения ее защитных функций, забили тревогу, сообщает "Главком".

Предложенное Шлапаком "удешевление" может сыграть на руку "теневикам" и спровоцировать колоссальный рост контрабанды и контрафакта в Украине. Таковы результаты расследования журналистов программы "Особый взгляд", которая выходит на "5 канале", сообщает "Главком".

"Речь не идет только о сокращении цены на акцизную марку на алкогольные или табачные изделия, — существенно будет снижена защита этих марок, — говорит народный депутат, член фракции УДАР Павел Розенко. — Это означает, что если будут реализованы планы Минфина, повысятся возможности для фальсификации этих марок. А это — расцвет теневого сектора. К сожалению, контролировать рынок наши фискальные органы, если будет применена схема Шлапака, будут не в состоянии ".

Как оказалось, Минфин требует удешевления марки за счет элемента, который является основой для системы "Электронная акцизная марка", успешно работая в Европе, и ничего не хочет слышать о снижении цены марки за счет изъятия голограммы, которая малоэффективна, так как подвергается копированию.

"Существует система в нынешней марке, которая позволяет отследить в автоматизированной системе продукцию — от начала ее производства и до кассы. Все другие системы или дороже, или же требуют дополнительного инвестирования производства. И самое главное — в этой системе устраняется человеческий фактор", — отмечает генеральный директор ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.

По оценкам экспертов, ежегодно в Украину поступает контрабанды минимум на 10 миллиардов долларов. Чаще нелегально завозят электронику, бытовую технику. Но львиная доля "теневой" продукции состоит именно из алкоголя.

"Уровень теневого сектора в экономике достаточно велик. По нашим собственным оценкам, в прошлом году он составил около 150 миллиардов долларов, тогда как в той части экономики, которая находилась на свету, зарабатывалось около 170 миллиардов долларов", — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко .

Экономисты отмечают, что за 20 лет теневой рынок алкоголя и табака в Украине удалось снизить вдвое, однако побороть полностью контрабанду и контрафакт можно только системной работой. Реализация такого проекта как "Электронная акцизная марка" уже помогла не одной стране Европы.

Например, Болгарии и Румынии в 2005-2006 годах удалось решить колоссальные проблемы с массовым ввозом контрабандной табачной и алкогольной продукции. И уже после ликвидации алкомафии этим странам удалось вступить в ЕС. Почему так мешает этот графический элемент? — задают вопрос журналисты. Эксперты отвечают: потому что он является основой новой системы контроля за оборотом алкоголя и табака. Ведь новая система минимизирует человеческий фактор — "заменит" налоговиков, которые сейчас недостаточно тщательно обнаруживают нелегальную продукцию, а также вообще сделает невозможным продажу контрабандного и контрафактного товара в легальных сетях.

Читайте также по теме