Тарифная политика «Укрзалізниці», которая применялась при перевозке грузов до начала реформирования, могла привести к полной остановке железнодорожного транспорта в стране, считают эксперты.
«Искусственное сдерживание тарифов, с одной стороны, снижало непроизводственные расходы грузоотправителей, позволяло наращивать объемы перевозок и увеличивать прибыль, а соответственно, налоговые поступления в бюджет государства. Но низкая стоимость транспортировки, в свою очередь, не позволяла государственной железной дороге формировать достаточную доходную базу для компенсации операционных и инвестиционных затрат», — отметила представитель консалтинговой компании «A.T. Kearney» Екатерина Шеремет.
Теперь структура тарифа на перевозку грузов будет включать отдельной строкой, так называемую, вагонную составляющую. Это четко обозначенная часть, которую с каждой перевозки Украинский транспортно-логистический центр, централизованно оперирующий парком подвижного состава, в обязательном порядке будет перечислять всем его собственникам, в том числе и государственным вагонным компаниям.
По словам исполняющего обязанности начальника главного управления реформирования и корпоративного управления «Укрзалізниці» Андрея Буковского, речь идет о стоимости тех издержек, которые раньше оплачивала администрация, а теперь будет возмещать арендатор — например, порожний пробег вагона, плата за вынужденный простой на подходах, ремонт поврежденного состава. Ну и, конечно, стоимость услуг самого предприятия. «Размер вагонной составляющей будет регулировать исключительно рынок. Таким образом, новая структура тарифов на перевозки станет привлекательной для инвесторов. Мы планируем увеличение вагонного парка, в большей степени, за счет роста количества частных грузоперевозчиков», — подытожил Андрей Буковский.
Кроме того, как считают авторы реформ, выход на рынок новых операторов со своим парком вагонов будет способствовать повышению конкуренции и установлению экономически обоснованных тарифов. «Ведь нынешний дефицит подвижного состава у государственного перевозчика, – считает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава, – позволяет частным вагонным компаниям устанавливать повышенные расценки на свои услуги, которые существенно отличаются от тарифов государственного перевозчика».
Как показало расследование журналистов «Комсомольской правды в Украине», это действительно так. Например, чтобы перевезти 20 тонн сахара от станции «Винница» до станции «Киев-Дарница», Украинский транспортно-логистический центр назвал тариф 3 271 грн. «У частных операторов нам предлагали варианты от 3 553 грн. (8,6% от тарифа УЗ) до 5 331 грн. (63% от тарифа УЗ)», — говорится в статье «Украинские вагоны вернут в страну», опубликованной 29 февраля.