Если правительство не может регулировать экономические вопросы для того, чтобы учебные заведения, как сфера государственной деятельности хорошо функционировали, то оно явно некомпетентно.
Об этом в комментарии ГолосUA сообщила директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор Людмила Ващенко.
«У данной проблемы есть две стороны, причем каждая из них очень важная. Первая – проблема финансово-материального характера. Коммуникации в ВУЗах сильно устарели, современный ремонт практически нигде не проводится. Существующая система не предполагает регулирования тепла. Такие устаревшие коммуникации требуют полной замены. Кроме того, если ранее часть коммунальных платежей покрывало государство, то сейчас цены на отопление взвинтили, а поддержки со стороны государства нет. По словам ректоров государственных ВУЗов только по сравнению с предыдущим годом на 40% увеличилась оплата за газ»,- сказала Л. Ващенко.
Эксперт отметила, что все ВУЗы благодаря закону об образовании получили себе автономию. То есть, право самостоятельно решать все проблемы, которые у них возникают.
«Кому когда начинать учебный процесс, чему учить и уходить на каникулы. Не знаю, насколько данная автономия выгодна ВУЗам, но Минобразования она точно выгодна: оно дистанциировалось от всех вопросов функционирования государственных учебных заведений в стране. Вместе с тем, роль правительства состоит в том, чтобы отвечать за национальную безопасность страны, а образование и есть той сферой национальной безопасности, так как отвечает за формирование будущего потенциала нации. Поскольку оно не хочет за это отвечать, то передало все эти функции университетам. В итоге руководители ВУЗов просто демонтируют в корпусах чугунные батареи для того, чтобы уменьшить подачу тепла. Проблема уже несколько лет остается нерешенной»,- уточнила Л. Ващенко.
По ее словам, вторая сторона медали – получение качественного образования в связи с переходом на дистанционную форму обучения.
«По данному вопросу можно много дискутировать, но следует понимать, что здесь нужен совершенно другой образовательный контент. То есть, преподаватель меняет свои функции, так как должен записать свои лекции, задания или вопросы в электронном варианте. Также он должен разработать методическое пособие, так как студенту необходимо выходить с ним на контакт. Нужен контроль и обратная связь. Насколько я знаю, все механизмы новых функций не проработаны финансово. Каким образом преподавателям будут доплачивать за новые виды работы – непонятно. Качество образования при дистанционной форме окажется близким к ВНО, когда вопросов много, а смысла никакого нет. Каждый год дети демонстрируют все меньше знаний при поступлении в университет. Также нужно спросить у контрактников, которые оплачивают свое обучение – нужно ли им такое образование? Ведь каждый год три месяца у них выпадает. Создается впечатление, что Министерству образования и правительству совершенно безразлично будущее страны. Если они делают это сознательно, то должны понести за это наказание. Если неосознанно, то это говорит о непрофессионализме и им нужно скорее уйти с занимаемых должностей. Когда правительство не может регулировать экономические вопросы для того, чтобы учебные заведения, как сфера государственной деятельности хорошо функционировала, то оно явно некомпетентно»,- резюмировала Л. Ващенко.
Напомним, Вузы Одессы, Львова и Киева отправились на долгие зимние каникулы. Причина — экономия средств на отоплении. Некоторые студенты будут отдыхать до начала марта. Но в вузах уверяют, что это не отразится на количестве лекций и семинаров. В Министерстве образования и науки признают, что в вузах не хватает средств на отопление из-за повышения тарифов.