Нельзя исключать, что будущая политическая система в Афганистане после прихода к власти в стране радикального движения «Талибан» будет перенята у Ирана, поскольку на практике доказала свою жизнеспособность, при этом, положение, в котором оказались талибы, способствуют укреплению сотрудничества с Китаем и Россией.
Об этом в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил политолог, старший преподаватель кафедры социологии факультета социологии и права НТУУ «Киевский политехнический институт» Алексей Якубин.
«Вопрос того, какой будет будущая политическая система Афганистана, представляет собой большой интерес. На данный момент мы можем судить о «Талибане» по итогам его деятельности 20-летней давности, а потому для всего мира сейчас важно понять, насколько группировка смогла эволюционировать время, пока у власти в стране находился проамериканский режим. Как говорил Ленин, взять власть не так уже и сложно. Гораздо труднее ее удержать. И теперь талибы получили возможность показать, насколько они умеют удерживать власть и решать проблемы», — отметил эксперт.
По словам А. Якубина, последнее заседание Совбеза ООН по Афганистану показало, что де-факто, ведущие мировые державы признали «Талибан» в качестве военно-политической силы, взявшей на себя ответственность за страну.
«После того, «Талибан» получил внутреннюю легитимацию своей власти, встал вопрос, насколько быстро движение получит внешнее признание. Высока вероятность, что, обустраиваясь в стране, талибы попытаются перенять для себя именно иранскую систему власти, которая на практике показала свою жизнеспособность и стрессоустойчивость. При этом, не исключено, что талибам придется не только апеллировать к нормам ислама, но и допускать элементы светскости», — добавил политолог.
По его мнению, талибы напрямую заинтересованы в том, чтобы их власть позитивно воспринималась как внешними игроками, так и в исламском мире.
«Последнее голосование в ООН показало, что у разных стран имеются разные критерии для признания власти талибов. Не исключено, что США будут выстраивать отношения с «Талибаном» с позиции возможности разморозки счетов бывшего режима, если их действия будут устраивать Вашингтон. Тогда как Китай и Россия имеют собственные соображения, исходя из своих интересов в Афганистане и того, насколько талибы смогут гарантировать их сохранность. При этом, «Талибан» также заинтересован во взаимодействии с внешним миром для ответа на стоящие перед ними вызовы. Но учитывая историю отношений с Западом, на данный момент единственная возможность для «Талибана» сохранить власть и решить имеющиеся в стране проблемы возможно только через сотрудничество с Китаем и Россией», — заключил А. Якубин.
Ранее в СМИ появилась информация о распределении постов в новом правительстве Афганистана, сформированном из лидеров радикального движения «Талибан».
На данный момент известно, что должность главы МИД получил мулла Абдул Гани Барадар. Пост главы Минобороны занял сын основателя движения мулла Мухаммед Якуб, Министерство внутренних дел возглавил Халиль аль-Рахман Хаккани.
Также появилась информация, что амир аль-мумин (повелитель правоверных, титул мусульманских) возглавит Исламский Эмират Афганистан.
Кроме того, источники в движении сообщили, что в правительство войдут представители всех национальных групп.
В американских СМИ сообщалось, что «Талибан» будет формировать систему власти в стране по образцу существующей в Исламской республике Иран, где аятолла объединяет функции высшего политического и духовного авторитета.
Ранее глава Госдепартамента Энтони Блинкен после вывода американских войск из Афганистана назвал условия, которые должны выполнить талибы, чтобы обрести легитимность и поддержку своей власти.
Также канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что мир переоценил способность афганских сил сопротивляться талибам. Теперь возникла угроза превращения Афганистана в оплот террористов.
Кроме того, «Талибан» опубликовал фотографию своего лидера Хайбатуллы Ахундзады, который после приезда в Афганистан находится в Кандагаре.